Народный артист Николай Бурляев: «В российском кинематографе сегодня царит духовная пустота»
Разговор о культуре, российском кинематографе и способах повышения духовного уровня нашего народа мы беседуем в Суздале с народным артистом РФ, президентом Славянского форума Николаем Бурляевым. - Николай Петрович, расскажите об идее Славянского форума, интересен его девиз «Любовью и единением спасемся». - В 1992 году, когда все в стране разваливалось, в кинематографе появился международный кинофорум «Золотой Витязь». И девиз его был – «За нравственные идеалы, за возвышение души человека. В то время полного распада страны, культуры, кинематографа это выглядело удивительно. О чем там Бурляев говорит? О каком возвышении души? И название, и девиз форума – все это мне пришло в голову за одну ночь. И вот он (форум) появился вопреки всему. Хотя тогда, в 1992 году все было против этого. Наш кинематограф умирал, открыли все щели для западного кино, к нам хлынула вся голливудская муть. Но форум появился! Прошло 17 лет, думаю, надо заняться театром. Появился театральный форум под этим же девизом. В 2010 году по благословению Святейшего патриарха Кирилла создали Славянский форум изобразительных искусств «Золотой Витязь». Идею его я подглядел в Шотландии, в Эдинбурге, куда меня пригласили на кинофестиваль с показом фильма Тарковского с моим участием. И я увидел, что я попал не только на кинофестиваль. Здесь работает и театральный фестиваль, сюда приезжают потрясающие художники со всего мира, и музыкальный фестиваль, приезжают известные артисты. Город живет этой атмосферой целый месяц. И вот тогда, лет 20 назад, я призадумался, а почему у нас в России мы не можем это сделать? И подобный форум появился. Но готовить его с каждым годом становится труднее. Появились театральный, музыкальный, литературный, изобразительных искусств и другие форумы, но чиновники из Минкультуры неохотно идут на поддержку уникального начинания. Славянский форум длится не месяц, а целый год. Мы открываем его в начале года и далее проводим все фестивали, которые входят в Славянский венец. Кинофорум в следующем году пройдет уже в шестой раз в Севастополе. Вслед за ним организуем музыкальный форум, приезжают лучшие оркестры и хоры, сегодня в Суздале открыли X-й форум изобразительных искусств «Золотой Витязь» и привезли сюда уникальную выставку «1000-летие русского Афона», чтобы представить лики тех, кто жил и живет сегодня на Афоне. Вслед за этим 15 октября в день рождения Лермонтова в Пятигорске откроем международный литературный форум, куда приедут 50 писателей и популярнейшие актеры. Вы вспомнили о девизе «Любовью и единением спасемся». Эти слова принадлежат преподобному Сергею Радонежскому. Но как добиться любви друг к другу, единения Святой Руси, которая часто так разобщена, так многолика и многопартийна? Это может сделать только культура, только искусство. И свою лепту в это вносит форум «Золотой Витязь». - Николай Петрович, как Вы относитесь к последним российским фильмам? Что-то понравилось? - У меня отношение к кинопроцессу не такое, какое у чиновников Минкультуры. Когда я слышу, как они с восторгом говорят о каком-то невероятном движении вверх, я, анализируя работу в области кинематографа, оцениваю как поступательное движение вниз. «Эффектная пустота», - как говорил великий русский мыслитель Иван Ильин. Она возобладала на нашем российском кинопрокате, ставшем отделением американского кинопроката. «Доходный промысел», - говорил Ильин. Мы с общественным Советом анализировали деятельность фонда кино. Они в отчете говорили, что за 7 лет создали 150 фильмов, все хорошо. Мне пришлось делать большой обзорный доклад. И я предложил на одну чашу положить фильмы наших великих гениев – Тарковского, Чухрая, Кулиджанова, Герасимова, Панфилова, Бондарчука, Шукшина, Никиты Михалкова, на другую чашу – послеперестроечные фильмы. И какие имена? Те же Никита Михалков, Глеб Панфилов, появился Саша Сокуров с его особым кино, интересный режиссер Владимир Хотиненко, знаю одного гения анимационного кино – Александра Петрова. В документальном кино есть 10-15 талантливейших людей, но их фильмы не показывают. Я говорил – вы занимаетесь понижением духовного уровня народа, на что мне ответили, что есть установка государства делать коммерческие кассовые фильмы, я с этим не согласен. Очень тревожный процесс. Мой 43-летний сын Иван – один из лучших композиторов написал музыку к более 50 фильмам («9-я рота», «Мы из будущего», «Грозовые ворота», «Т-34» и другие). Часто приглашает меня на премьеры. Я был на премьере фильма «Т-34» в «Октябре». Закончился фильм, зал поднялся, звучат овации, сын смотрит на отца, мол, как? Мое мнение – фильм будет иметь прокатный успех, но это патриотично-доходный промысел. Хотя, конечно, в советское время были подобные фильмы, на ту же тему, но правды там было больше. В этом фильме есть компьютерные эффекты, графика, и к актерам вроде не придерешься. Или вот, например, фильм «Движение вверх», который в прокате имел успех, не выдерживает профессиональной критики. Это бедно, бездарно по драматургии, также - по режиссуре, актеров набрали с улицы. И эти три патриотические секунды, которые мы все ждем, это все драматургическая липа, неполная правда о том времени, а я жил в то время. Знаю спортсменов, олимпийских чемпионов. Рыночный подход возобладал. Я 15 лет говорю с высоких сцен, что у нас нет стратегии культурной политики. Нас Президент услышал и издал правильный Указ, но чтобы он заработал, нужен еще Указ о выведении государственной культуры из рыночных отношений. Культура и рынок – понятия абсолютно несовместимые. Культура должна поднимать дух нации, просветлять и возвышать, аккумулировать все самое лучшее и предавать будущим поколениям. Мы видим сползание русской культуры в очень тревожное болото. И сейчас активно обсуждается проект закона «О культуре» в Государственной Думе. Люди, понимающие, что такое настоящая культура, не принимают сам посыл в этом законе. В нем красной нитью проходит одна мысль – государство не должно вмешиваться в творческий процесс. Художники что хотят, то и творят. Чиновникам запрещено вторгаться в «святая святых», художник имеет право на свою трактовку исторических событий, наших традиций, абсолютно всего. Еще Ельцин отнял у Минкультуры право вмешиваться. Общественный Совет пытался остановить показ фильма «Матильда», у нас было собрано в начале года 20 тысяч подписей от верующих против показа. Православные люд не хотят, чтобы издевались над мучеником, но министерство пропустило этот фильм. За последние пять лет с мнением нашего общественного Совета Минкультуры мало считалось, порой даже не отвечали на наши письма. Когда председатель общественного Совета Павел Анатольевич Пожигайло стал просить разобраться с фильмом «Матильда», его просто отставили, заменили. Ушел он, уйду я, останутся те, кто держится за свои кресла. Я всегда шел за правду, и я буду говорить правду, мне 73 года, мне нечего терять. - Может, именно поэтому зарубежные зрители интересуются такими фильмами как «Чернобыль», «Курск», создавая мнение о нашей стране? Ваше мнение о цензуре в областях культуры? - Лично я - против тотальной политической цензуры. Из 70 фильмов, где я снимался, 20 пролежали на полке. Также страдали Тарковский, Высоцкий и другие. Но общественный контроль должен быть обязательно. Вот что говорил о цензуре Пушкин. «Каждое христианское государство, под какой формой правления оно не существовало, должно обладать цензурой. Разве речь и рукопись не подлежат закону? Нельзя позволять проповедовать на площадях каждому, что в голову придет. И государство вправе остановить раздачу рукописей». Цензура с латыни означает строгое суждение, разборчивая критика. Но разве государство не вправе иметь строгое суждение относительно тех вопросов, от которых зависит будущее грядущих поколений? - На днях актеру Павлу Устинову суд вынес вердикт - реальный срок лишения свободы якобы за его участие в несанкционированном митинге. Хотя даже на видео ясно видно, что парень просто находился рядом с метро и попал под раздачу. Что Вы думаете по этому поводу? - Честно, я не знаю такого актера, видел сюжет по ТВ, что известные артисты требуют его отпустить. Не знаю подробностей, но мое мнение – надо относиться к людям по закону. Не секрет, что не все правоохранители чисто работают. Это знают все – многое покупается и продается и многое делается по приказу. Здесь однозначно нужно наводить порядок. - Каково Ваше отношение к нововведениям Минкультуры в области образования? - Являясь заместителем председателя общественного Совета комиссии при Минкультуры РФ, с удивлением узнал о нововведениях министерства, о которых не оповестили даже членов общественного Совета Минкультуры. В составе Совета я нахожусь 5 лет, и лично у меня к Минкультуры все больше вопросов. Наблюдаю духовную деградацию. Кто эти люди, которые принимают решения по нововведениям в школьное образование, проталкивают в педагогический процесс того, что должно быть, наоборот дальше от детей – боди-арт, поп-арт, наша попса, американские фильмы? Что происходит? Я задам этот вопрос министру культуры лично. Указ Президента «Основы государственной культурной политики» как раз призывает к сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей. Об этом Указе наш министр говорит, что это «конституция для чиновников Минкультуры». Только я вижу другое. Вот эта попытка внедрить в школьное образование подобных веяний – антитрадиционная, бездуховная, понижающая духовный уровень народа, настораживает. Хотя о чем говорить? Был такой эпизод. Я от общественного Совета пришел на заседание по выбору кадрового резерва в Минкультуры. Задал двум претендентам – мужчине и женщине вопрос: «Назовите русских поэтов 19-го века». В ответ – столбняк, паника, открытые глаза, и никакого ответа! Когда они ушли, мне глава Департамента по кадровой политике говорит: «Зачем вы их смущаете?». Позвольте, куда они хотят идти работать? И вот такие «работники Минкультуры» предлагают то, о чем я узнал с удивлением. То, что они предлагают, это не только безграмотно, антикультурно, но это даже не в компетенции Министерства культуры РФ. Этим должны заниматься в Министерстве образования. Тем, кто это придумал, или нечего делать, или их так заносит. От таких чиновников просто необходимо очищать Минкультуры.