Ещё
Как Георгий Вицин омолаживал знакомых актрис
Как Георгий Вицин омолаживал знакомых актрис
Актеры
Новые сериалы для длинных зимних вечеров
Новые сериалы для длинных зимних вечеров
Сериалы
5 лучших советских фильмов о пилотах
5 лучших советских фильмов о пилотах
Фильмы
Известный уголовник, сделавший карьеру в кино
Известный уголовник, сделавший карьеру в кино
Актеры
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Война токов
Война токов
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Рождество на двоих
Рождество на двоих
Ромком
Купить билет
Ржев
Ржев
Драма, Военный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Биография, Драма, Семейный
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Сиротский Бруклин
Сиротский Бруклин
Драма, Криминальный
Купить билет
Аванпост
Аванпост
Триллер, Фантастика
Купить билет
Давай разведемся!
Давай разведемся!
Комедия
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Решала. Нулевые
Решала. Нулевые
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Прекрасная эпоха
Прекрасная эпоха
Трагикомедия
Купить билет
Аббатство Даунтон
Аббатство Даунтон
Мелодрама
Купить билет
21 мост
21 мост
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Тварь
Тварь
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет

Народный артист Николай Бурляев: «В российском кинематографе сегодня царит духовная пустота» 

Народный артист Николай Бурляев: «В российском кинематографе сегодня царит духовная пустота»
Фото: SM News
Разговор о культуре, российском кинематографе и способах повышения духовного уровня нашего народа мы беседуем в Суздале с народным артистом РФ, президентом Славянского форума Николаем Бурляевым.
— Николай Петрович, расскажите об идее Славянского форума, интересен его девиз «Любовью и единением спасемся».
— В 1992 году, когда все в стране разваливалось, в кинематографе появился международный кинофорум «Золотой Витязь». И девиз его был — «За нравственные идеалы, за возвышение души человека. В то время полного распада страны, культуры, кинематографа это выглядело удивительно. О чем там Бурляев говорит? О каком возвышении души? И название, и девиз форума — все это мне пришло в голову за одну ночь. И вот он (форум) появился вопреки всему. Хотя тогда, в 1992 году все было против этого. Наш кинематограф умирал, открыли все щели для западного кино, к нам хлынула вся голливудская муть. Но форум появился! Прошло 17 лет, думаю, надо заняться театром. Появился театральный форум под этим же девизом.
В 2010 году по благословению создали Славянский форум изобразительных искусств „Золотой Витязь“. Идею его я подглядел в Шотландии, в Эдинбурге, куда меня пригласили на кинофестиваль с показом фильма Тарковского с моим участием. И я увидел, что я попал не только на кинофестиваль. Здесь работает и театральный фестиваль, сюда приезжают потрясающие художники со всего мира, и музыкальный фестиваль, приезжают известные артисты. Город живет этой атмосферой целый месяц.
И вот тогда, лет 20 назад, я призадумался, а почему у нас в России мы не можем это сделать? И подобный форум появился. Но готовить его с каждым годом становится труднее. Появились театральный, музыкальный, литературный, изобразительных искусств и другие форумы, но чиновники из  неохотно идут на поддержку уникального начинания.
Славянский форум длится не месяц, а целый год. Мы открываем его в начале года и далее проводим все фестивали, которые входят в Славянский венец. Кинофорум в следующем году пройдет уже в шестой раз в Севастополе. Вслед за ним организуем музыкальный форум, приезжают лучшие оркестры и хоры, сегодня в Суздале открыли X-й форум изобразительных искусств „Золотой Витязь“ и привезли сюда уникальную выставку „1000-летие русского Афона“, чтобы представить лики тех, кто жил и живет сегодня на Афоне.
Вслед за этим 15 октября в день рождения Лермонтова в Пятигорске откроем международный литературный форум, куда приедут 50 писателей и популярнейшие актеры.
Вы вспомнили о девизе „Любовью и единением спасемся“. Эти слова принадлежат преподобному Сергею Радонежскому. Но как добиться любви друг к другу, единения Святой Руси, которая часто так разобщена, так многолика и многопартийна? Это может сделать только культура, только искусство. И свою лепту в это вносит форум „Золотой Витязь“.
— Николай Петрович, как Вы относитесь к последним российским фильмам? Что-то понравилось?
— У меня отношение к кинопроцессу не такое, какое у чиновников Минкультуры. Когда я слышу, как они с восторгом говорят о каком-то невероятном движении вверх, я, анализируя работу в области кинематографа, оцениваю как поступательное движение вниз. „Эффектная пустота“, — как говорил великий русский мыслитель . Она возобладала на нашем российском кинопрокате, ставшем отделением американского кинопроката. „Доходный промысел“, — говорил Ильин.
Мы с общественным Советом анализировали деятельность фонда кино. Они в отчете говорили, что за 7 лет создали 150 фильмов, все хорошо. Мне пришлось делать большой обзорный доклад. И я предложил на одну чашу положить фильмы наших великих гениев — Тарковского, Чухрая, Кулиджанова, Герасимова, , Бондарчука, Шукшина, , на другую чашу — послеперестроечные фильмы. И какие имена? Те же Никита Михалков, Глеб Панфилов, появился Саша Сокуров с его особым кино, интересный режиссер , знаю одного гения анимационного кино — . В документальном кино есть 10-15 талантливейших людей, но их фильмы не показывают.
Я говорил — вы занимаетесь понижением духовного уровня народа, на что мне ответили, что есть установка государства делать коммерческие кассовые фильмы, я с этим не согласен. Очень тревожный процесс.
Мой 43-летний сын Иван — один из лучших композиторов написал музыку к более 50 фильмам (»9-я рота», «Мы из будущего», «Грозовые ворота», «Т-34» и другие). Часто приглашает меня на премьеры. Я был на премьере фильма «Т-34» в «Октябре». Закончился фильм, зал поднялся, звучат овации, сын смотрит на отца, мол, как? Мое мнение — фильм будет иметь прокатный успех, но это патриотично-доходный промысел. Хотя, конечно, в советское время были подобные фильмы, на ту же тему, но правды там было больше. В этом фильме есть компьютерные эффекты, графика, и к актерам вроде не придерешься.
Или вот, например, фильм , который в прокате имел успех, не выдерживает профессиональной критики. Это бедно, бездарно по драматургии, также — по режиссуре, актеров набрали с улицы. И эти три патриотические секунды, которые мы все ждем, это все драматургическая липа, неполная правда о том времени, а я жил в то время. Знаю спортсменов, олимпийских чемпионов. Рыночный подход возобладал.
Я 15 лет говорю с высоких сцен, что у нас нет стратегии культурной политики. Нас Президент услышал и издал правильный Указ, но чтобы он заработал, нужен еще Указ о выведении государственной культуры из рыночных отношений. Культура и рынок — понятия абсолютно несовместимые. Культура должна поднимать дух нации, просветлять и возвышать, аккумулировать все самое лучшее и предавать будущим поколениям. Мы видим сползание русской культуры в очень тревожное болото.
И сейчас активно обсуждается проект закона «О культуре» в . Люди, понимающие, что такое настоящая культура, не принимают сам посыл в этом законе. В нем красной нитью проходит одна мысль — государство не должно вмешиваться в творческий процесс. Художники что хотят, то и творят. Чиновникам запрещено вторгаться в «святая святых», художник имеет право на свою трактовку исторических событий, наших традиций, абсолютно всего. Еще Ельцин отнял у Минкультуры право вмешиваться. Общественный Совет пытался остановить показ фильма , у нас было собрано в начале года 20 тысяч подписей от верующих против показа. Православные люд не хотят, чтобы издевались над мучеником, но министерство пропустило этот фильм.
За последние пять лет с мнением нашего общественного Совета Минкультуры мало считалось, порой даже не отвечали на наши письма.
Когда председатель общественного Совета стал просить разобраться с фильмом «Матильда», его просто отставили, заменили. Ушел он, уйду я, останутся те, кто держится за свои кресла. Я всегда шел за правду, и я буду говорить правду, мне 73 года, мне нечего терять.
— Может, именно поэтому зарубежные зрители интересуются такими фильмами как , , создавая мнение о нашей стране? Ваше мнение о цензуре в областях культуры?
— Лично я — против тотальной политической цензуры. Из 70 фильмов, где я снимался, 20 пролежали на полке. Также страдали Тарковский, Высоцкий и другие. Но общественный контроль должен быть обязательно.
Вот что говорил о цензуре Пушкин. «Каждое христианское государство, под какой формой правления оно не существовало, должно обладать цензурой. Разве речь и рукопись не подлежат закону? Нельзя позволять проповедовать на площадях каждому, что в голову придет. И государство вправе остановить раздачу рукописей». Цензура с латыни означает строгое суждение, разборчивая критика. Но разве государство не вправе иметь строгое суждение относительно тех вопросов, от которых зависит будущее грядущих поколений?
— На днях актеру Павлу Устинову суд вынес вердикт — реальный срок лишения свободы якобы за его участие в несанкционированном митинге. Хотя даже на видео ясно видно, что парень просто находился рядом с метро и попал под раздачу. Что Вы думаете по этому поводу?
— Честно, я не знаю такого актера, видел сюжет по ТВ, что известные артисты требуют его отпустить. Не знаю подробностей, но мое мнение — надо относиться к людям по закону. Не секрет, что не все правоохранители чисто работают. Это знают все — многое покупается и продается и многое делается по приказу. Здесь однозначно нужно наводить порядок.
— Каково Ваше отношение к нововведениям Минкультуры в области образования?
— Являясь заместителем председателя общественного Совета комиссии при Минкультуры РФ, с удивлением узнал о нововведениях министерства, о которых не оповестили даже членов общественного Совета Минкультуры. В составе Совета я нахожусь 5 лет, и лично у меня к Минкультуры все больше вопросов. Наблюдаю духовную деградацию. Кто эти люди, которые принимают решения по нововведениям в школьное образование, проталкивают в педагогический процесс того, что должно быть, наоборот дальше от детей — боди-арт, поп-арт, наша попса, американские фильмы? Что происходит? Я задам этот вопрос министру культуры лично.
Указ Президента «Основы государственной культурной политики» как раз призывает к сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей. Об этом Указе наш министр говорит, что это «конституция для чиновников Минкультуры». Только я вижу другое. Вот эта попытка внедрить в школьное образование подобных веяний — антитрадиционная, бездуховная, понижающая духовный уровень народа, настораживает. Хотя о чем говорить?
Был такой эпизод. Я от общественного Совета пришел на заседание по выбору кадрового резерва в Минкультуры. Задал двум претендентам — мужчине и женщине вопрос: «Назовите русских поэтов 19-го века». В ответ — столбняк, паника, открытые глаза, и никакого ответа! Когда они ушли, мне глава Департамента по кадровой политике говорит: «Зачем вы их смущаете?». Позвольте, куда они хотят идти работать? И вот такие «работники Минкультуры» предлагают то, о чем я узнал с удивлением.
То, что они предлагают, это не только безграмотно, антикультурно, но это даже не в компетенции Министерства культуры РФ. Этим должны заниматься в . Тем, кто это придумал, или нечего делать, или их так заносит. От таких чиновников просто необходимо очищать Минкультуры.
Видео дня. Что стало с актерами из фильма «ДМБ»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео