В эфир выходит сериал по мотивам истории ангарского маньяка
На телеканале НТВ стартовал показ сериала «Тень за спиной». За основу сюжета проекта взята история поимки Михаила Попкова — ангарского маньяка, совершившего более 80 убийств. Главные роли в сериале исполнили актёры Иван Оганесян, Карина Андоленко и Александр Ляпин. Кинематографисты подчёркивают: «Тень за спиной» — не документальный фильм, хотя в некоторых персонажах и угадываются прототипы реальных людей. В городе Лахтинске в течение продолжительного времени по одному и тому же сценарию совершаются жестокие убийства. Жертвы — молодые женщины, в крови которых каждый раз обнаруживают алкоголь. Появляются слухи об орудующем в округе маньяке, однако местные власти связь между этими преступлениями видеть отказываются. Впрочем, окончательно отбрасывать версию о серийном убийце не спешат молодая следовательница Светлана Мирошникова (Карина Андоленко) и опытный сотрудник московской прокуратуры Николай Горобец (Иван Оганесян). Он вместе с коллегами приезжает в Лахтинск, чтобы расследовать нераскрытые преступления. Горобцу в команду определяют Мирошникову и оперативника Михаила Воробьёва (Александр Ляпин). Между тем власти объятого коррупцией города заняты бескомпромиссным переделом собственности и даже не пытаются переключить своё внимание и оказать поддержку следствию. За основу сюжета двенадцатисерийного проекта «Тень за спиной» взята история Михаила Попкова — бывшего милиционера из Ангарска, более известного как ангарский маньяк. За 18 лет — с 1992 по 2010 годы — Попков совершил на территории Иркутской области более 80 убийств. В 2015 году за 22 убийства и два покушения Иркутский областной суд приговорил Попкова к пожизненному заключению. Позднее его признали виновным в совершении ещё 60 аналогичных преступлений. «Многие задавали вопрос: «Зачем снимать кино про маньяка?», но очень важно понимать, что это не кино про маньяка, — отметил в беседе с RT режиссёр сериала Михаил Горобец. — Это кино о той ситуации, которая складывалась, о людях, которые находились вокруг, о филигранной работе определённых милицейских подразделений, которые не бросили это дело за десять лет, а докопались до истины». Примечательно, что фамилия режиссёра совпадает с фамилией главного героя. И постановщик, и сценарист называют это совпадение «знаком». Без строгого следования фактам Кинематографисты не стремились к документальному изображению истории ангарского маньяка, поэтому «Тень за спиной» стала самостоятельным художественным произведением. «Бралась общая стратегическая линия, соблюдались факты по времени расследования и тому, как работала следственная группа, по конфликтам, которые происходили внутри. Но в основном, конечно, это художественное произведение, и строгого следования фактам не было», — рассказал сценарист сериала Андрей Бережанский. Между тем образ Николая Горобца — собирательный. В нём угадываются прототипы реальных людей. Что-то Бережанский взял и от главного героя фильма «Мой друг Иван Лапшин». «Когда я его писал, у меня в качестве такого образа виделся герой из фильма «Мой друг Иван Лапшин». Человек негромкий, неяркий, но очень уверенный в том, что должен довести дело до конца», — отметил сценарист. Сериал не охватывает период 1990-х (а именно тогда начал совершать убийства Попков). Сценарист подчёркивает: действие «Тени за спиной» разворачивается во время следственных мероприятий. «Когда мы входим в историю, это уже момент, когда все эти преступления начинают расследовать как комплексную серию убийств. Расследование охватывает период с 2000 по 2010-е», — рассказал он. По словам Бережанского, одной из первостепенных задач было отслеживание влияния внешних обстоятельств на героев: «Это не только детектив. Мне хотелось посмотреть на то, как люди, которые занимаются этим расследованием — следователи, оперативники — с этим сосуществуют, как они меняются. Они, по сути, всё время живут параллельно происходящим убийствам». Съёмки длились около полугода. Первоначально их планировали провести в одном из городов Сибири, но по техническим причинам съёмочный процесс было решено перенести куда-нибудь поближе. Локации вымышленного Лахтинска кинематографисты нашли в Ленинградской области. Один из самых сложных производственных дней пришёлся на съёмки у Финского залива во время шторма, рассказывает Горобец. По его словам, психологически непросто было снимать сцены изнасилований, а также тех, что проходили в морге. «Тяжело давались сцены изнасилований и убийств. Это были очень эмоциональные сцены как для меня, так и для членов группы. Глядя на реакции девушек, которых били на площадке, я понимал, насколько реалистично удаётся воспроизвести события, — отметил режиссёр. — Ещё тяжёлые съёмки были в морге. Сложными психологически были и сцены допросов всех подозреваемых». Сюжет сериала затрагивает временной промежуток длиною в 12 лет. Создатели проекта обратились ко времени, когда пейджеры моментально превратились в пережитки прошлого, а на замену им пришли сотовые телефоны со встроенной фотокамерой и функцией полифонии. Впрочем, как отметил Горобец, на удивление, кроме технологического оснащения, со времён 2000-х в жизни людей практически ничего не изменилось. «В целом, поскольку мы рассказываем историю о некоем собирательном российском провинциальном городке, каких-то сильных изменений не произошло. Стали немного другие компьютеры, автомобили. Но интересный факт в том, что всё, что вокруг этого, осталось прежним. Дома, люди, то, как они одеваются. И это достаточно интересный фактор, с которым мы столкнулись», — заявил режиссёр.