«Китайцы сюда приезжают снимать русскую мафию, а русские — китайскую»
Иностранные и российские группы, которые ещё десять лет назад редко заезжали во Владивосток, теперь снимают здесь каждые полгода. Только в 2018 году в Приморье прошло восемь съёмок японского, российского, корейского кино, не считая короткометражек и клипов. Кинокомпании задействуют местную инфраструктуру: нанимают людей, берут в аренду автомобили, технику и оборудование, бронируют отели и организовывают питание. Индустрия в последние годы медленно, но растёт, помогая развивать малый и средний бизнес, и, по словам руководителя Кинокомиссии Приморского края Дмитрия Шевцова, на это есть несколько причин. Владивосток в объективе камеры — Наша кинокомиссия появилась во Владивостоке в 2016 году, но работать мы начали гораздо раньше — так получилось, что стали приезжать иностранные съёмочные группы, и им нужна была помощь в организации процесса. Я сначала этим занимался один, потом постепенно сформировалось сообщество людей, которые любят кино. Владивосток — город очень интересный. Я всегда шучу, что иностранные киногруппы приезжают сюда снимать фильмы про русскую мафию, а русские группы — про китайскую. Но если по-честному, это не совсем так. Москвичи приезжают во Владивосток за Азией. Например, фильм «Напарник» (2017, реж. Александр Андрющенко), который снимался у нас в 2016 году, — там была локация «китайский рынок», и он был совсем не таким, как в реальности. Рынок был похож на фантазию московских сценаристов: китайские фонарики, открытые повозки, нарядные красно-золотые украшения — россияне видят во Владивостоке Китай. А азиаты хотят найти здесь Россию: традиционный пейзаж, который они себе представляют. Хотя бывает, что некоторые проекты переезжают на съёмки в Хабаровск, так как это типичный русский город: он ровный, у него более привычная европейская архитектура. Но всё же чаще снимают во Владивостоке, ведь здесь есть мы. Естественно, для продюсера очень важно наличие в регионе кинокомиссии, которая приняла бы проект и реализовала его «под ключ». Кроме того, Владивосток так сильно не похож на другие русские города, что иногда это становится плюсом. Он имеет много граней и может «переодеваться» в разные образы, в зависимости от того, какими глазами на него смотрит режиссёр. Например, мы работали с китайско-гонконгской группой над фильмом «Родная душа» (2016, реж. Дерек Цан). По сюжету главная героиня отправляется из Гонконга в путешествие по миру, и Владивостока в истории нет совсем, зато есть несколько безымянных европейских городов. И получилось так, что наш город в одном кино «сыграл» сразу несколько ролей. А паром на Русский остров, на котором мы снимали одну из сцен, в фильме оказался паромом из Аргентины. Кстати, этот фильм потом получил национальную премию «Золотая лошадь» — это китайский аналог «Оскара». Мы часто сталкиваемся с тем, что иностранцы нас видят совсем не так, как мы сами себя ощущаем. На Дальнем Востоке они в первую очередь ищут то, чего точно нет у них: и европейские лица на улицах, и православные церкви, и советскую или царскую архитектуру… Мы позиционируем себя для азиатов так: Владивосток — это первый европейский город. Ближе в Азии города нет, чтобы он смог сойти за Европу. И это становится решающим аргументом, когда у тебя несколько актёров со сложными графиками: до Москвы из Токио или Пусана лететь десять часов, а до Владивостока — два. А москвичи чаще всего едут из-за расстояния, чтобы показать в кино «другой конец земли», где может произойти всё что угодно — и разборки китайской мафии, и конец света. Этим летом на канале «ТНТ-Премьер» вышла пилотная серия фантастического сериала «Горизонт» (2019, реж. Олег Трофим) — так там вообще постапокалипсис, развалины, Русский мост рушится. Ну и прекрасно! Мы вообще за любое кино, главное, что оно снимается здесь и показывает наш регион. Помните мост Золотые Ворота? Что с ним только не происходило: его и взрывают, он и тонет, и Терминатор на нём… Но это кино, и все знают, что этот мост находится в Сан-Франциско, и многие туда едут посмотреть именно на него. При этом мы до сих пор периодически сталкиваемся с тем, что наши потенциальные иностранные партнёры просто не знают, где мы находимся. Американцы, например, Россию знают по Москве и Петербургу, и тот факт, что в русской Азии тоже есть возможность снимать кино, для них новость. Азиатская киноиндустрия — Как ни крути, Кинокомиссия Приморского края больше ориентирована на азиатский кинорынок. И специфика восточной киноиндустрии отличается от западной тем, что она очень сильно настроена на внутреннюю аудиторию: у них совсем не развита копродукция, как в Европе. В Евросоюзе, например, в одном фильме могут участвовать и десять стран, они все вкладывают свои ресурсы, и в каждой из них этот фильм будет показан и соберёт какую-то кассу. Но в Азии всё немного сложнее. Китайцы снимают кино для китайцев, корейцы для корейцев, а японцы для японцев, и это кино, скорее всего, не будет востребовано ни у нас, ни в Европе, если это не единичный фестивальный шедевр. То же самое с японским кино в Китае или в Корее: всё дело в непростой политической ситуации, которая длится веками. В этой системе мы, Дальний Восток России, — своего рода нейтральная территория. У нас могут снимать все. Хотя и здесь не обходится без сложностей: некоторые южнокорейские группы отказываются ехать в Россию, потому что Россия «поддерживает Северную Корею». Больше всего в Приморье приезжает китайских и японских киногрупп. Корейцы, несмотря на безвизовый режим и организационную поддержку, едут менее охотно. Но Дальний Восток интересен не только азиатам, всё-таки для всего мира мы всё ещё экзотика. Например, в 2018 году в Приморье снимал документальный фильм обладатель «Оскара» Росс Кауффман. Пришёл к нам в офис и долго рассказывал, как Леонардо ДиКаприо много лет назад ему вручал премию, представляете? Или вот недавно приезжал продюсер National Geographic, он собирается здесь делать реалити-шоу. У него 15 разных премий, и он хочет снимать у нас. Это круто. И это означает, что мы интересны не только в своём регионе. Рибейты и развитие Дальнего Востока — За последние два с половиной года Кинокомиссия Приморского края консультировала все кинокомиссии, которые открывались в России. Мы первые появились и первые запустили рибейт. Но эта система у нас так и не смогла заработать в полную силу, в отличие, например, от Калининграда. У них так успешно заработала система региональных рибейтов, что начали открываться продакшны и сервис-компании: рентал, всякие костюмерки, гримёрки. У них настолько повысилось присутствие российских кинокомпаний в регионе, что бизнес начал вкладываться в кинопроизводство — ему это стало выгодно. И это очень круто, и мы смотрим на Калининград и радуемся. Но в то же время во многих регионах сейчас странный перекос: комиссии занимаются не организацией съёмок, а распределением тех самых рибейтов. Например, приходят заявки от кинокомпаний, комиссия собирается, там какие-то чиновники, киношники местные, и решают: дадим, не дадим и сколько дадим. А между тем система рибейтов во всем мире — это государственная поддержка кинокомпаний, которые приезжают в регион и снимают там кино. И кинокомиссия в этой системе — структура, которая занимается привлечением съёмочных групп и помощью в организации съёмочного процесса. Поэтому система, которая уже сложилась в России, непонятна за рубежом. И сейчас многие регионы столкнутся с проблемой, когда после введения системы федеральных рибейтов поедут иностранцы, которые будут просить о помощи, а им не будут готовы помочь. Но мы в Приморском крае очень ждём рибейтов для иностранных кинокомпаний. Мы находимся в Азии и очень сильно ориентированы на наше ближнее зарубежье. Уже сейчас на нас выходят корейцы, которые хотят снимать кино в Приморье, и новость о возврате части средств для них означает, что съёмки всё же состоятся. В 2019 году на возврат средств для иностранных кинокомпаний заложено 70 млн рублей, в 2020 году — уже 800 млн, а в 2021-м — 1,5 млрд рублей. Наличие рибейта в стране — очень важная для развития индустрии вещь. Это система, которая работает во всём мире, и кинокомпании на неё рассчитывают. Например, несколько раз иностранные группы приезжали в Приморье на выбор натуры, знакомились, но в итоге отказывались от съёмок из-за того, что у нас не работает система рибейтов. При этом 40% возвращаемых средств от бюджета фильма — это очень много. Поэтому мы так серьёзно к этому относимся — рибейты могут спровоцировать большой поток иностранных киногрупп к нам, и это станет толчком для роста индустрии: появится киностудия с павильонами, техникой, персоналом и европейской натурой. Кино как рекреационный ресурс — Когда мы думаем про развитие региона с помощью кино, мы всегда смотрим на пример Пусана. Потому что 20 лет назад там зародился кинофестиваль, и за это время он стал одним из ведущих азиатских кинорынков. После него в городе открылись кинокомиссия и киношколы, и все они работают вместе на развитие индустрии кино в регионе. Поэтому Пусан постепенно забрал очень много проектов у Сеула, и сейчас это огромная система, которая развивает город. Несколько лет назал Marvel снимал у них фильм «Чёрная пантера» — это была не основная, а вторая съёмочная группа, то есть не было актёров, главного режиссёра. Они провели полтора года подготовки и за две недели съёмки потратили в Пусане $8 млн. По системе рибейтов, которая работает в Корее, им вернули $1 млн. То есть $7 млн всё равно остались в городе. После премьеры Marvel прислал статую Чёрной пантеры, которую кинокомиссия установила на набережной, и сейчас это популярное туристическое место, куда люди приходят фотографироваться, так как знают, что статуя символизирует оскароносный фильм. Такое влияние на город не может быть незамеченным, поэтому Пусан активно поддерживает свою киноиндустрию. И поэтому очень жаль, что у нас так и не случилось активного взаимодействия с фестивалем «Меридианы Тихого», который проходит во Владивостоке. Конечно, хочется, чтобы продюсеры и режиссёры, которые приезжают на фестиваль, видели, что есть кинокомиссия, есть красивые локации, ресурсы и российские партнёры из Москвы и других регионов, и на следующий год уже возвращались в Приморье снимать своё кино. Или же могли делиться опытом с молодёжью. Но, к сожалению, у нашего фестиваля нет необходимых индустриальных платформ: никакого форума, дискуссий между профессионалами, нет площадки для формирования копродукции. Между тем форум копродукции — это стопроцентная необходимость, когда ты можешь привлечь кинопрофессионалов, которые приезжают на фестиваль из России, Кореи, Японии, Филиппин, Аргентины и Перу, чтобы они могли объединиться и снимать совместное кино в Приморском крае. Сейчас этого нет, но запрос на совместную работу растёт с каждым днём. Например, московская компания «Спутник Восток Продакшн», которая недавно продала Netflix сериал про роботов «Лучше, чем люди» (2018, реж. Андрей Джунковский; это первый российский сериал, который Netflix выпустил под своим брендом), обращается к нам, чтобы мы им помогли найти партнёров в Азии. Понятно, что они просто не знают, куда им ещё обратиться, Кинокомиссия Приморского края — самый логичный в этом случае вариант. Но запросов больше, чем возможно их обработать, поэтому окно в Азию пора открывать. Ассоциация кинокомиссий — В середине сентября 2019 года в Петербурге прошел Синепозиум — форум, на котором собрались кинокомиссии из 45 стран мира, а также представители кинокомпаний России, Европы и Голливуда. Задача Синепозиума была как раз познакомить потенциальных партнёров друг с другом. И мы оказались единственной российской компанией, которая имеет связи и опыт работы с азиатами. Конечно, именно к нам приходят продюсеры, которые хотят работать с Китаем, Кореей и Японией. А в середине октября мы едем в Пусан — и там будем единственной российской компанией, и теперь уже станем рассказывать не только о Приморье, но и о других регионах страны. Интерес в российским партнёрам у азиатских продюсеров большой — им тоже нужны контакты кинокомиссий, региональных компаний, которые помогут с визами, локациями, рибейтом, организацией съёмок… Кстати, организаторы кинофестиваля в Пусане оплачивают нам и проезд, и проживание, и бесплатно предоставляют павильон: Азия очень заинтересована в присутствии России на региональном кинорынке. Поэтому мы с коллегами из Российского офиса кинокомиссий решили организовать ассоциацию, чтобы была возможность на международных площадках продвигать не только себя, но и друг друга. Мы создадим общую базу и выложим её на едином сайте, чтобы потенциальные партнёры из Азии, Европы, Америки могли найти сразу всё, что им нужно. Это будет своего рода большая кинокарта с адресами и контактами компаний, которые занимаются организацией киносъёмок и в Москве, и в Красноярске, и в Крыму, и на Сахалине… Сейчас такой карты в России нет, но она очень нужна. Мы это понимаем, потому что Кинокомиссия Приморского края является членом Ассоциации азиатских кинокомиссий — мы видим, как существенно может помочь в работе на местах сильное сообщество. Мы даже состоим в совете директоров ассоциации. Зачем нам это нужно? Чтобы влиять на процесс и помогать друг другу развивать индустрию в своих странах. Мы сталкиваемся с трудностями в России и смотрим, как с такими же трудностями справились коллеги, например, из Филиппин. Это помогает оставаться на плаву. Понятно, что эффективность в России нам пока сложно ощутить, в отличие от азиатской. Но мы просто делаем своё дело — и оно приносит плоды. Кино во Владивостоке — Мы постоянно помогаем местным ребятам снимать кино. Недавно, например, проводили кастинг для короткометражки про маяк. Или вот режиссёр Гоша Саенко — он снимает полный метр по роману Сергея Лукьяненко «Осенние визиты» (автор продал Гоше права на экранизацию за 1 рубль). Есть режиссёр Сергей Боровков — он снимает короткометражки и показывает их на кинофестивалях. Но в целом владивостокское кино сейчас на достаточно низком уровне — ребятам просто негде научиться. Реально мы можем сейчас снимать документальное кино или короткометражки. Сделать владивостокское полнометражное кино или сериал довольно сложно, и прокат этого фильма ограничен: это либо фестивали, либо местные каналы — но нужно договариваться, и нет отработанной системы движения продукта к зрителю. При этом во Владивостоке есть несколько организаций, которые юридически зарегистрированы как кинокомпании, и их основной деятельностью официально является производство кино. Кто-то из них что-то снимает, но это всё небольшие организации, которые, конечно, не приносят никакой прибыли, — это просто ребята, которым хочется снимать. Мы помогаем всем, кто к нам обращается: проводим кастинги, предоставляем технику, ищем локации. Но у владивостокских авторов в большинстве своём нет понимания, как должна происходить работа над проектом. Пока что это «давайте соберёмся и снимем кино». Но так ведь не получится. В кино самое главное — подготовка, на препродакшн могут уйти годы. А они этого не понимают и говорят: «О, завтра будем снимать». Потом отработают смену, а следующая смена может случиться через полгода, год и так далее — это не идёт на пользу никакому фильму. Поэтому я уверен, что чем чаще у нас будут сниматься крупные российские и иностранные проекты, тем больше ребята начнут присутствовать на площадке, смотреть, из каких кирпичиков строится кино, и будут расти профессионально. А через какое-то время сделают кино сами. Поэтому мы каждый раз с новой киногруппой организовываем небольшие обучающие программы. Реализуется это просто. Во-первых, мы берём на проекты ребят, которые изначально заинтересованы в работе в кино, и они сразу учатся на практике — на площадке. Во-вторых, режиссёры и продюсеры, которые приезжают к нам на выбор натуры или на сами съёмки, дают профильные мастер-классы: рассказывают о своей профессии, отвечают на вопросы ребят. Мы провели уже штук пять таких мастер-классов: там и Олег Трофим был, режиссёр фильма «Лёд» и сериала «Горизонт», и Артур Мирзоян, художник-постановщик, который сразу после съёмок в Приморье ушёл на фильм в копродукции с Китаем «Тайна печати дракона» (со Шварценеггером и Джеки Чаном в ролях). Эти мастер-классы не то чтобы обязательная программа, но мы стараемся заинтересовать приезжающих к нам режиссёров, продюсеров, операторов, художников, чтобы они делились своим опытом с молодёжью. Все мастер-классы проходят в городской библиотеке БУК в свободном формате: кто-то разговаривает с аудиторией, кто-то показывает фото или видео. Но главное — ребята попадают на площадку и сразу учатся на практике. И не только смотрят, как кто-то работает, но и сами работают, получают зарплату и отвечают за то, что делают. Я считаю, это очень важно, ведь киношколы во Владивостоке никакой нет, и мы пока не можем её полностью заменить. Но надеемся, что с развитием киноиндустрии в регионе она тоже здесь обязательно появится.