Любимый жулик Леонида Гайдая
Актерская судьба — она ведь привередлива, капризна и прогнозируется слабо. Кому-то валом валит, от кого-то валом отваливает. Иной артист исполнил добрые две сотни ролей, а публика воспринимает его так: «Ну этот, как его? Ты же знаешь его, да? Который еще с тем в том кино играл, там еще вот эта красивая была…» Татары Казань вернули Бывает другой поворот. Удачный эпизод — заноза в памяти миллионов зрителей на долгие времена. Но опять-таки — не факт, что каждый фамилию вспомнит. Образ — да! Имя — нет. Собственно, а не всем быть Андреем Мироновым или Юрием Никулиным, фильмы с чьим участием можно перечислять с друзьями во время застолья, причем десятками. Но вклад в большое кино, даже в малом эпизоде, тоже дорогого стоит. Уверен, что нашего сегодняшнего героя знает каждый рожденный в СССР и уже поколение или два даже постсоюзных ребят. С именем, конечно, будут затруднения. Но только благодаря коммерческой сметке, смелости (посадить ведь могли элементарно) и природной дерзости этого героя изобретатель Шурик Тимофеев смог-таки отправить обратно в давние времена царя Иоанна Васильевича (позывной Грозный) и вытащить из-под бердышей свирепых опричников управдома Буншу и Жоржа Милославского. Не отыщись дефицитных транзисторов у обаятельного безымянного барыги в классической комедии Леонида Гайдая, и всё — пиши пропало. Нет царя — нет страны. Шведы обыгрывают на нашем поле вчистую, татары Казань вернули… Позор и забвение, короче говоря. Узнаваемого усача с распахнутым, полным вожделенных запчастей пиджаком, исполнил совершенно конкретный человек. Звали актера Эдуард Бредун, а родился он в Сталинской области, в славной, но нынче временно оккупированной украинскими войсками Волновахе. Появился на свет этот дивный лицедей и дамский угодник, исполнивший одних только киноролей больше полусотни (это не считая театра и озвучки), 6 октября 1934 года. Родителей его звали Александр Евдокимович (из крестьян, но стал военным топографом, что несомненный социальный лифт) и Тамара Семеновна (железнодорожная служащая). Здоровенный ветреный большевик Детство Эдика прошло в Донбассе, а потом начались перемещения по карте. Война, сами понимаете, застала его в вовсе нежном еще возрасте. Отец оказался важным для обучения советских офицеров человеком, так что все семейство отправилось в эвакуацию в Казахстан. Затем, когда немцев погнали, Бредуны оказались в Тамбове, где Эдуард поступил в Суворовское училище и грыз там не самый мягкий монолит — армейскую науку — долгих 7 лет. Но на армейскую службу не попал — проблемы со здоровьем. Тогда Эдуард Бредун перебрался в Молдавию, завершил среднее образование, затем, кто бы мог подумать, поступил во ВГИК. В 1957-м закончил курс обучения и отправился в Театр-студию киноактеров. Причем, казалось бы, к нему сразу пришел успех. В 1958 году Эдуард Бредун сыграл главную роль лихого молодого большевика в фильме «Ветер». Скорее всего, это и оказалась наиболее его масштабная работа для большого экрана, хотя точно судить не берусь, тут вопрос к кинокритикам. В любом случае потом у исполнителя все больше попадались эпизодические роли, причем Бредуна преследовало по пятам амплуа бугая-грубияна. Зато на съемках «Ветра» он познакомился с целым созвездием будущих звезд советского кино. Главное, там снимался в роли красного командира Науменко Леонид Гайдай. Это был дар судьбы! Леонид Иович благоволил Бредуну, и хоть и в маленьких ролях, но снимал его в своих знаковых, выдающихся и всенародно любимых фильмах. Спекулянт из «Ивана Васильевича», конечно, самый показательный случай. Кстати, в этом фильме Эдуард Бредун пересекся с другими своим партнерами по «Ветру» — Александром Демьяненко и Юрием Яковлевым. Кроме «Ивана Васильевича» (1973 год), Гайдай, который, надо заметить, имел определенный круг актеров-любимцев, за что ему отдельное зрительское спасибо, позвал Бредуна еще в «12 стульев» (1971, Паша Эмильевич), «Не может быть!» (1975, помощник скупщика мебели), «Инкогнито из Петербурга» (1977, трактирщик). Да, согласен, не Гамлет и не Штирлиц. Но тут, учтите, эпизоды в фильмах великого Гайдая, у которого сыграть кучку снега во дворе бывало престижней, чем побыть у других режиссеров в ультрадраматических ролях. Два Остапа, два Кисы и один Бредун Забавно, что Эдуард Александрович стал одним из десяти актеров, наравне с Савелием Крамаровым и Георгием Вициным, кто выступил в двух знаменитых советских постановках «12 стульев». Первая, понятное дело, принадлежала режиссуре Гайдая, титульную пару героев там блистательно исполнили Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов. Вторая экранизация была отдана Марку Захарову, у которого играли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Оказывается, Миронов с Папановым пробовались и у Гайдая, но не смогли того убедить. А Захарова, выходит, смогли. Бредуну, надо сказать, дважды повезло сродниться с «голубым воришкой» Альхеном. Но если в гайдаевской комедии он стал пресловутым Пашей Эмильевичем, то в захаровской — родственником, просто родственником, не более того. Жуликом, понятно. Такое уж у него амплуа было. Да и у Ильфа с Петровым такие персонажи в изобилии. Горловский дядя и путь во мраке Эдуард Бредун по ходу своей артистической карьеры, случалось, наведывался в Донбасс. Чаще всего, понятно, с гастролями. Дело в том, что родной брат отца Бредуна — Павел Евдокимович — обосновался в Горловке. И племянник любил заскочить к дяде погостить. Причем объявлялся он в окружении знаменитых актеров, например Николая Рыбникова, Василия Ливанова, Олега Онуфриева, Муслима Магомаева, Марка Бернеса. Сильная массовка, согласитесь. С Бредуном приезжала и его супруга Изольда Извицкая, красавица и популярная в свое время актриса. Приходится сказать, что с личной жизнью у этой пары все вышло крайне сложно. Извицкая до Бредуна была с Раднэром Муратовым, ленинградским татарином, прославившимся ролью Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи». Потом объявился дерзкий мачо из Волновахи, порывистый и непредсказуемый. Бредун и Муратов, кстати, вместе играли в «12 стульях» и «Не может быть!» Бредун смог убедить Изольду, что он круче. Когда читаешь биографии этой артистической четы, не понимаешь, кто из них был талантливей, кто кому завидовал. Но выпивали крепко, похоже, и муж, и жена. Может быть, так они пытались себя найти, но толком это у них не получилось. Собственно, водка в таком деликатном процессе — не лучший компас. Изольда Извицкая умерла в 38 лет (1971 год). Эдуард Бредун не дотянул до 50 (1984). А вечный свой приют они обрели не очень далеко друг от друга — на Востряковском кладбище Москвы. Кино — это ведь веселье и развлечение для зрителей. Актерам не всегда получается выйти из творческого напряжения с минимальными потерями. У Извицкой и Бредуна, во всяком случае, жизни вышли яркие, но краткие и полные не самых светлых тонов.