Почему оскароносные советские фильмы не имели успеха в кинотеатрах
Мы привыкли к тому, что, если у фильма есть "Оскар", значит, его непременно нужно посмотреть. И наоборот, высокие кассовые сборы нередко говорят о том, что картина будет отмечена главной наградой в киноиндустрии. Но вот парадокс: легендарные советские фильмы, которые получили заветную статуэтку, если и не провалились в прокате, то уж точно были недооценены зрителями.
К примеру, кинолента Акиры Куросава "Дерсу Узала" в 1975 году заняла лишь 11 место среди фильмов, которым отдавали предпочтение советские граждане, отправляясь в кино. "Дерсу Узала" посмотрели 20,4 миллиона человек. Для сравнения: мексиканский фильм "Есения" в том году видели более 91 миллиона человек. Впрочем, вряд ли даже авторы "Дерсу Узала" рассчитывали на успех картины в широком прокате, - все-таки и тематика, и жанр у нее довольно специфичны.
Чего не скажешь о кинолентах Бондарчука "Война и мир" и Меньшова "Москва слезам не верит". Этим гигантам советского кинематографа откровенно не повезло с конкурентами в прокате.
В 1965 году фильм, снятый по роману-эпопее Толстого, собрал 58 миллионов зрителей и опередил все советские киноленты в прокате, но уступил американской комедии "В джазе только девушки", в которой снялась сама Мэрилин Монро.
А вот знаменитую картину Меньшова "Москва слезам не верит" в 1980-м обогнал первый советский супербоевик, снятый Борисом Дуровым, "Пираты XX века".