«У меня всё хорошо». «АиФ» нашёл «героя нашего времени»
В Екатеринбурге 30-й открытый Фестиваль документального кино «Россия» завершился «коронованием» авторов лучших работ. Фирменный приз еженедельника «Аргументы и Факты» «Герои нашего времени» отправился в Краснодар. Смешно о грустном Члены жюри фестиваля «Россия» признаются: баталии в их стане происходили нешуточные – определить режиссёров, которые получат главные призы, было непросто, выбор приходилось делать по принципу «лучшие из лучших». В этом году конкурсная программа была, как никогда, насыщена сильными работами документалистов России и стран ближнего зарубежья. Пожалуй, только кандидатура обладателя главного приза была принята безоговорочно и единогласно. Старшая «Муза кино на колесе истории» была вручена Алексею Федорченко за фильм «Кино эпохи перемен». Эта картина, в которой неподражаемым авторским языком рассказано о судьбе Свердловской киностудии в лихие 90-е, взяла и Приз зрительских симпатий. По словам Алексея Федорченко, идея фильма родилась в начале нулевых, тогда же был написан сценарий, но плоть она обрела минувшей весной, когда и была завершена работа над картиной. «Мы начали снимать фильм как боевик, а продолжили как экономическую комедию, – рассказывает режиссёр. – В итоге получилось смешно и грустно».«Кино эпохи перемен» – высочайший уровень эстетического и ментального высказывания, – говорит сценарист, режиссёр, член жюри фестиваля Ирина Васильева. – Для меня это великий фильм, который сделали «штучные» ребята, в котором совершенно явно проявилась победа формы над содержанием. Они смеясь расстаются с прошлым. Сколько драматизма в этой истории – и вдруг эти пацаны с их драйвом, искрой взяли и... заставили нас посмеяться, не убивая всей серьёзности и всего драматизма. Это чудо». Сам Федорченко – режиссёр множества художественных фильмов, в том числе «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари», «Война Анны» – признался, что в первую очередь он документалист. Мужская работа Вот уже седьмой раз на главном форуме документалистов свой фирменный приз «Герои нашего времени» вручает еженедельник «Аргументы и Факты». В этом году мы нашли своего героя в фильме краснодарских режиссёров Андрея Тимощенко и Станислава Ставинова «Реанимация». Детский реаниматолог Алексей Завальский десять лет работает с детьми, находящимися на грани жизни и смерти: с жертвами «керченского стрелка», с малышкой, пострадавшей от клыков обезумевшего льва... Он сохраняет холодный разум (только так можно вырвать ребёнка у смерти), но не холодное сердце: «Простите меня, дети, которых я не спас... » «Сегодня всё меньше настоящих мужиков, – говорит продюсер фильма «Реанимация» Валерий Тимощенко. – Поэтому фильм Андрея и Станислава очень своевременен, он о парне, делающем настоящую мужскую работу – спасающем детей. Во время съёмок ребятам пришлось тяжело, они огромное количество времени провели в детской реанимации. Не имея профессиональной душевной брони, они следовали за своим героем повсюду, летели с ним, сопровождающим раненых подростков, из Керчи в Москву, неслись ночью в машине скорой помощи в село, они видели его во время максимальной собранности и столь же максимальной душевной обнажённости. За время съёмок режиссёры и Алексей стали друзьями». Реанимация – это место борьбы за жизнь, это место концентрации трагедии, но несмотря на это фильм о «Герое нашего времени» невероятно светлый, как сам герой. «У меня всё хорошо», – говорит в финале картины малышка, которая лежала у «дяди Лёши» в отделении, будучи на той самой грани, – тогда жизнь в ней выдавало лишь лёгкое дрожание ресничек закрытых глаз. Завальский её спас, как и множество других детей. У которых сейчас тоже всё хорошо.