Феномен Эль Фаннинг: как актриса завоевывает зрителя
В свои 20 с хвостиком Эль Фаннинг успела поработать с Брэдом Питтом, Анджелиной Джоли, Кейт Бланшетт, Питером Динклэйнджем, Колином Фарреллом, Николь Кидман, Беном Аффлеком и Джудом Лоу, а также принять участие во всемирно известном Каннском кинофестивале в качестве члена жюри. Сейчас даже при беглом взгляде на фильмографию Эль Фаннинг тяжело представить, что девушка могла никогда не стать частью большого и сверкающего голливудского киномира, ведь все вокруг способствовало ее блистательной актерской карьере. В семье идеал для подражания ― старшая сестра Дакота, в колледже ― исключительно творческие люди, связанные с медиа. Уже с подросткового возраста она практически жила в одном доме с известными артистами и режиссерами. Так, например, в далеком 2006-м году еще пока «та самая сестра Дакоты» снялась в «Вавилоне», победившем в трех номинациях в Каннах, заслужившем Золотой глобус и премию Британской академии. Уже в 2010-м ее заметила София Коппола: Эль снялась в ее фильме «Где-то» и почти сразу получила приглашение от самого Френсиса Форда Копполы на главную роль в картине «Между», после чего стала желанной гостьей в их доме. Популярность Эль Фаннинг не иссякает и по сей день: в отечественном прокате собирает полные залы новый фильм Вуди Аллена с ее участием, в ближайшем будущем прогнозируется ошеломляющий успех продолжения истории принцессы Авроры с Анджелиной Джоли в роли Малефисенты, а в проекте ― интригующая картина «Молли» (2020), где Эль предстанет перед зрителем в главной роли совместно с Хавьером Бардемом. А между тем мать сестер Фаннинг Хизер Джой Аррингтон предполагала, что младшая дочь пойдет по ее стопам и станет профессиональной теннисисткой, в то время как сама Эль с детства увлекалась балетом, вокальным мастерством и высокой модой. Многообразие увлечений требовало сознательного определения ― нельзя быть одновременно и профессиональной балериной, и певицей, и моделью, сочетая собственные стремления с желаниями матери, и отчасти поэтому Эль пошла по стопам старшей сестры, в ту область, где хотя бы на короткий промежуток жизни можно стать кем угодно. Элль Фаннинг Девушка уже успела пожить в роли дочери, спасающей отца («Где-то»), сняться в фильме ужасов («Между»), оказаться в сказке и стать принцессой Авророй («Малефисента»), пожить в шкуре трансгендера («О Рэй»), оказаться съеденной злобными представителями модельного бизнеса («Неоновый демон»), воплотить феминистские идеи сестры («Женщины века»), превратиться в инопланетянку в латексе («Как разговаривать с девушками на вечеринках»), умереть от астмы («Исчезновение Сидни Холла»), оказаться в том времени, о котором до съемок ничего не знала, и обзавестись «звездной матерью» («Роковое влечение»), испытать на себе сложности судьбы талантливой писательницы («Красавица для чудовища»), пережить конец света и сохранить способность чувствовать («Кажется, мы остались одни»), еще раз умереть («Галвестон»), наконец побыть звездой эстрады и спеть («За мечтой»), вспомнить, что она принцесса («Малефисента: Владычица Тьмы») и перевоплотиться в энергичную начинающую журналистку из Аризоны («Дождливый день в Нью-Йорке»). А ей еще нет и 22 лет! Тело артиста, как правило, подчинено множественным трансформациям, уготованным для него самой сутью будущего фильма. Оно может радикально изменяться с помощью грима, харизмы, особенностей пластики, а может из картины в картину оставаться в одних и тех же физических и воображаемых границах, меняя лишь имена и биографию. Портрет Эль Фаннинг допустимо ограничить одним словом ― аффективная. Своим появлением в кадре она мгновенно притягивает к себе внимание, разбивая фильм на «до» и «после», на прелюдию и заключение. Все ее роли ― это истории человека, возникающего внезапно, из ниоткуда, не имеющего никакой облеченной в единый текст истории. Они просто есть, а после завершения фильма их уже нет. Герои Фаннинг существуют со зрителем, словно молния, вспышка, внезапное озарение, стирающееся из памяти вместе с угасанием экрана. Джесси («Неоновый демон») приезжает в Лос-Анджелес и сразу же приковывает к себе всеобщее внимание, но у нее нет будущего ― ее съедают, чтобы захватить ничтожный кусок идеальности. Зан («Как разговаривать с девушками на вечеринках»), оказываясь на Земле в качестве гостя, тотчас завоевывает любовь одного юноши, а следом и всего мира, но пропадает и никогда не возвращается. Затворнице с необычным именем Мелоди («Исчезновение Сидни Холла») всего раз достаточно выйти из дома и пересечь улицу, чтобы навсегда остаться главным событием в истории лауреата Пулитцеровской премии, а Рокки («Галвестон») и Грэйс («Кажется, мы остались одни») просто оказываются в (не)нужном месте и в (не)нужное время, чтобы в корне поменять жизнь двух незнакомых людей. Всякого потенциального зрителя может привлечь имя известного актера на плакате, спонтанное или тщательно спланированное желание увидеть знакомое лицо повторно, обрывочное знание прошлых работ режиссера или попросту удачно составленный синопсис или успешная рекламная компания, но нет никаких гарантий, что даже при совпадении всех пунктов просмотр окажется удачным. Кино с Эль Фаннинг тоже не гарантирует его состоятельность, однако само наличие актрисы в рамке кадра совершенно точно сообщает: с ее появлением все вспыхнет, но затем так же быстро погаснет, оставив после себя лишь воспоминание об утраченной эмоции.