Кем был режиссер “Красных дьяволят” до революции
"Красные дьяволята", снятые Иваном Перестиани, стали одним из самых первых советских немых художественных фильмов. Премьерный показ прошел в сентябре 1923 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). Лента пользовалась огромным успехом у публики.
Трагическая пропажа
Действие картины происходит в годы Гражданской войны на Украине. Трое юных "дьяволят" - Миша, Дуняша и чернокожий уличный акробат Том Джексон - мстят бойцам "батьки Махно" за гибель отца Миши и Дуняши. Они вступают в ряды Первой конной армии, захватывают Махно, сажают его в мешок и притаскивают Буденному.
"Что касается образов махновцев, то они писались в известной степени мной с натуры. Я их очень хорошо запомнил при кратковременной встрече на станции Красный Лиман", -
вспоминал режиссер Иван Перестиани в своих мемуарах. Он пытался создать сценарий фильма по одноименной повести Павла Бляхина. В условиях тогдашнего времени фильм снимался практически "на коленке". В какой-то момент Перестиани потерял рукопись повести и стал снимать по памяти.
"Рукопись бесследно исчезла. И я сделал нечто небывалое в летописях кинопроизводства: я стал снимать на память. Моя память позволила мне совершить эту операцию, что называется, положив руки в карманы. Картина "Красные дьяволята" вышла на экраны с надписью: "Поставлена без сценария!".
Детство и разрыв с семьей
Перестиани, грек по национальности, родился в 1870 году в "хорошей семье", как это тогда называлось. Его отец служил на таможне, а позже в таганрогском отделении госбанка. Но мальчика с детства тянула сцена. Уже в школьные годы он играл на сцене Таганрогского театра под псевдонимом «Иван Неведомов». Сказать, что отец не был этому рад - не сказать ничего. Фактически Перестиани был предоставлен самому себе и с юности вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. Несколько десятилетий он работал актером и режиссером в передвижных театрах, добирался с актерскими труппами до Дальнего Востока. Был дружен с Федором Шаляпиным.
Революционные годы
В 1916 году Перестиани впервые попробовал себя в кино. Поначалу в качестве актера. Дело в том, что знаменитые театральные актеры считали кино ниже своего достоинства и сниматься отказывались, поэтому начать кинокарьеру в начале XX века было просто. В 1917 году он стал режиссировать фильмы. Перестиани пригласили работать на студию "Эфа" в Швецию - нехватка режиссеров остро ощущалась мировым кинематографом. Но режиссер, знавший бедность не понаслышке, был увлечен пропагандой равенства и братства. Он остался в России и стал снимать фильмы, прославляющие большевиков и Красную Армию. "Красные дьяволята" остались его самым известным шедевром - возможно, потому, что снимались по горячим следам и все в фильме дышит той эпохой.