Войти в почту

«До 80% прибыли уходит кинотеатрам и дистрибьюторам»

От менеджера в компании до гран-при и озвучки в Амедиатеке Снимать кино и видео я начал еще в студенческие годы — учился на факультете режиссуры в Санкт-Петербурге, но бросил учебу, чтобы пойти работать. Следующие несколько лет провел в компании-франчайзи 1C: начал на должности менеджера по проектам, а уходил директором филиала. Я получил опыт и понял, что мог бы управлять своей кинокомпанией. Нашел партнера — он учился в том же университете, только на другом факультете. В 2015 году мы сделали первую серьезную работу — написали сценарий для полнометражного фильма и продали его известному режиссеру из Азербайджана. Затем стали снимать короткометражки, коммерческие ролики, писать сценарии, заниматься озвучкой зарубежных фильмов и сериалов для «Амедиатеки», 2х2, «Кинопоиска». Например, мы озвучили сериалы «Бэтвумен» и «Предприятие Божий дар». В 2017 году сняли фильм «Это наш дом», а годом позже получили за него гран-при на российско-китайском фестивале «Амурская осень». Одни фильмы снимают для души, другие — ради денег Мы смотрим то, что нам позволяют смотреть. Зрители не могут выбирать афишу кинотеатров и идут на то, что предлагают кинопрокатчики. А еще во всё это вмешивается государство: есть шикарные фильмы, которые стоит посмотреть, но их запрещают. Так было с фильмом «14+», который запретили по инициативе депутата Виталия Милонова. Бывает, что фильм неплохой, но нет денег на продвижение, нет связей и договоренностей с кинотеатрами. Такой фильм может лежать в столе очень долго или распространяться в узких кругах. Например, за 10 000—12 000 рублей можно снять кинотеатр на два часа, пригласить друзей и знакомых, показать фильм. Но стать известным это вряд ли поможет. Считается, что есть фильмы массовые, а есть фестивальные — более глубокие, для ограниченной аудитории. На самом деле на фестивалях побеждают фильмы, которые вызывают меньше споров. Чтобы фильм победил, все члены жюри должны сойтись во мнении насчет сюжетной линии, характеров героев, скрытых деталей. Если фильм многогранен и вызывает споры, он вряд ли выиграет. [IMG name="cinema-1.jpg"] Со съемок фильма «Это наш дом» студии «Имаго». Фильм поднимает вопросы взаимоотношений людей разных национальностей на фоне военных конфликтов между их странами По опыту, режиссерам и продюсерам сложно находить компромисс между тем, что хочется снимать и тем, что с большей вероятностью принесет коммерческий успех. Большинство делают так: часть работ снимают только с коммерческой целью, часть — для души. Съемки фильма начинаются с 5 млн рублей Если киностудия берется за фильм, самое главное — рассчитать бюджет. Это делают в самом начале работы, сразу после подготовки сценария. Если говорить в общем, статьи расходов такие: 80% бюджета уходят на зарплаты членам съемочной группы и на техническое оборудование; 20% — на переезды по местам съемок, аренду этих мест, текущие расходы. Снять кино можно и с нулевым бюджетом. Написать сценарий, снять на камеру телефона, попросить друзей стать актерами и помочь с местами съемок, а затем выложить в интернет. Если это что-то более профессиональное, средний бюджет будет от 5 млн рублей до бесконечности. Для короткометражных фильмов бюджет меньше — начинать можно с 300 000—500 000 рублей, хорошим считается бюджет от миллиона и выше. [IMG name="cinema-2.jpg"] Техническое оборудование «съедает» большую часть бюджета фильма. Количество техники и освещение зависит от места съемки, поэтому часто точный бюджет сложно просчитать заранее Отдельно закладывают бюджет на маркетинг — обычно он равняется затратам на производство. Потому что можно снять интересный фильм, но если о нем никто не знает, он так и останется в тени. В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета. Можно выбрать интересную острую тему, потратиться на продвижение, но в итоге фильм мало кого заинтересует. В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета Так было с «Тайной печати дракона» — потратили 50 млн долларов на производство и маркетинг, но фильм провалился. А «Неадекватных людей» сняли за 3 млн рублей, при этом сборы достигли 20 млн рублей. Причин этого много: влияют актерский состав, общая обстановка в стране, политическая ситуация, информационный шум, даты премьеры. Самые выгоднее, конечно, новогодние праздники. Кинотеатры и дистрибьюторы забирают до 80% прибыли Чтобы фильм не остался в тени, его нужно продвинуть в прокате — сделать так, чтобы его увидели как можно больше людей. Сначала фильм попадает на экраны кинотеатров, для этого нужно: обращаться в кинотеатры еще на стадии производства, показывать отрывки будущего фильма и предлагать взять в прокат; обращаться в компании, которые занимаются дистрибуцией. Они сами договорятся с кинотеатрами, еще организуют продвижение фильма: сделают афиши, договорятся о трансляции трейлеров перед другими фильмами, дадут рекламу. Обращаться лучше и к кинотеатрам, и к дистрибьюторским компаниям одновременно. А дальше выбирать по условиям договора из тех, с кем удастся договориться. Затем фильмы выходят в онлайн-прокат, здесь договариваются уже в владельцам сервисов вроде «Амедиатеки», «Кинопоиска», «Окко». А где-то через полгода-год со дня премьеры фильм появляется в сетке телевещания — для этого договариваются уже с телеканалами. Выйти на нужных людей можно с помощью кинорынков — так называют встречи причастных людей, которые проходят обычно на кинофестивалях, например, «Окно в Европу» или «Каннском кинофестивале». Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы — их работа находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию. Ко встречам на кинорынке лучше готовиться: заранее позвонить нужному человеку и договориться о беседе. О том, что он будет в том или ином месте можно узнать на сайте фестиваля — список гостей и партнеров всегда публикуют. С собой на такую встречу можно взять ноутбук с фильмом и сразу показать отрывок. Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы — их работа находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию Теперь о деньгах. Кажется, что попасть на экраны кинотеатра — мечта, но кинотеатр заберет себе 50% всей прибыли. Дистрибьюторские компании забирают еще 20—30% прибыли, получается в сумме 70—80%. Это деньги за то, что фильм увидят люди. Учет продажи билетов ведет система сведений о показах фильмов в кинотеатрах Остальную прибыль отдадут кинокомпании — обмануть не получится, так как существует специальный государственный сервис, который учитывает продажу каждого билета. Можно в любой момент посмотреть, сколько билетов продали. Когда режиссеры фильма говорят, что сборы в два раза превысили бюджет — это значит, что фильм не стал успешным в прокате, но и не провалился совсем. Чтобы только окупить затраты, надо продать билетов на сумму в пять раз больше, чем ушло на производство и маркетинг. Если сборы меньше, фильм убыточен. Инвесторы вкладывают в известных режиссеров Деньги и ресурсы на фильмы ищут по-разному. Это могут быть: личные сбережения; банковские кредиты; деньги инвесторов и государственное финансирование; бартер; скидки на услуги. Киностудии часто пользуются бартером: различные организации бесплатно предоставляют места для съемок, питание, атрибутику. Для организаций это имиджевая история: они получают билеты на закрытые показы, упоминание в титрах, могут использовать это в рекламе. Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной. Еще компании делают скидки на собственные услуги: например, требуется в аренду яхта, оплата посуточно, чтобы не терять клиента-киностудию, фирма может дать бесплатно еще и катер. Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной С инвестициями сложнее: обычно вкладывают деньги в киностудии и режиссеров, которые уже известны своими работами. Поэтому чаще киностудии снимают фильмы на личные сбережения и займы, но для них это возможность заявить о себе перед профессиональным сообществом и зрителями. А пока слава еще не пришла, можно зарабатывать на сопутствующих услугах: озвучивать иностранные фильмы, снимать видео и рекламу, писать сценарии, делать анимацию и вообще любой видеоконтент. Фонд кино и Министерство культуры опубликовали рейтинг российских фильмов, которые получают государственную поддержку. Если раньше ведомства обозначали только общую сумму госфинансирования, то сейчас можно посмотреть, сколько денег получила та или иная студия на определенные фильмы. Смотреть рейтинг фильмов с господдержкой Постановочным видео никто не верит Киностудии снимают разные ролики, например, мы занимаемся эйчар-визуализацией. Это видео, которые помогают формировать образ компании и привлекать молодых специалистов. Для таких видео нужно тесно работать с эйчарами и психологами: эйчары говорят, каких сотрудников ищут, а психологи — как этих людей зацепить. Работа над роликом начинается со встречи и обсуждения бюджета, формата, задачи видео. После подписываем соглашение о конфиденциальности, и нам передают внутренние материалы: положения, инструкции и всё, что может помочь написать сценарий. Обсуждаем будущее видео с психологом: нужно понять, как зацепить людей, которых ищет компания. Например, люди не верят, когда им показывают идеально чистое рабочее место, не любят постановочные видео, зато всегда цепляет, если есть какие-то детали, это могут быть предметы вроде кружки, ручки, цветов. После формируем задание для творческой группы: обсуждаем, какой ролик нужен, как он должен воздействовать на зрителей, какой посыл передавать. В группу входят режиссер, звукорежиссер, оператор, продюсер, анимационные и графические дизайнеры, сценарист, актеры и другие участники команды. [IMG name="cinema-3.jpg"] В съемках видеоролика могут участвовать от пяти до сорока человека — зависит от формата видео, бюджета, места съемки Три-четыре сценариста пишут несколько синопсисов — кратких текстов в один-два абзаца. Клиент смотрит синопсисы и решает, что нравится, а что нет. По выбранному синопсису создают один-два сценария, затем выбирают один. По утвержденному сценарию снимается ролик, он может быть с участием актеров и без них, сниматься в разных локациях, содержать анимацию. Ролик показываем клиенту и обсуждаем доработки. Если замечания разумные и не связаны с вкусовщиной, вносим их. А если клиент просит сделать то, что в итоге испортит работу, мы аргументировано объясняем, почему так делать нельзя. Бывает, что клиент недоволен работой, тогда мы сверяем видеоряд со сценарием. А еще для таких ситуаций всегда прикрепляем сценарий к договору как приложение. Бывает, что клиент недоволен работой, тогда нужно сверить видеоряд со сценарием. А для таких ситуаций всегда приклеплять сценарий к договор как приложение Стоит производство такого видео от 50 000 рублей до трех миллионов рублей. Всё зависит от того, где видео будут транслировать: ролики для показа в компаниях, на выставках и конференциях стоят дешевле, средняя цена у роликов для интернета, самые дорогие — для телевидения. Еще цена зависит от факторов, которые сложно просчитать точно: звук можно записать сразу на площадке или отдельно в звукозаписывающей студии, количество техники и освещение зависит от места съемки. Можно установить лимит бюджета, но следовать ему получается не всегда. Всё, что касается работы режиссера и художника-постановщика сложно предугадать. Так же и с фильмами.

«До 80% прибыли уходит кинотеатрам и дистрибьюторам»
© Delo.modulbank.ru