Войти в почту

Историческая драма "Грех"

И не случайно премьера состоялась именно в Италии, это же российско-итальянский проект, посвященный великому итальянскому скульптору, художнику Микеланджело Буонарроти. Картину поддержал Алишер Усманов, сопродюсер Эльда Ферри, большой мастер своего дела. За ее плечами более тридцати фильмов, среди которых душераздирающая картина "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи, получившая вместе с Джаном Луиджи Браски номинацию на премию "Оскар" за лучшую продюсерскую работу. Автор сценария "греховного" фильма – журналист Елена Киселева, ее дебют в кино в качестве соавтора сценария — фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина" Андрея Кончаловского, получивший "Серебряного льва" на 71-м Венецианском Кинофестивале. Затем вместе с Андреем Сергеевичем (им понравилось работать в дуэте) был написан сценарий к фильму "Рай". Кадр из фильма "Грех" Режиссер признается, что давно вынашивал идею снять фильм о великом художнике, но зажегся, даже скорее – обжегся аж целых восемь лет назад , когда прочитал поэтический ответ Микеланждело своему другу Джованни ди Карло Строцци, который, увидев в гробнице Медичи скульптуру "Ночь", написал Микеланджело: Ты видишь Ночь, в столь сладкой позе спящей: сам Ангел здесь ваял, резцом играя. Буди скорей, она ведь как живая! – увидишь Ночь, с тобою… говорящей. На что Микеланджело ответил: Мне дорог сон, хочу я с камнем слиться, забыть позор, утрату за утратой… Не видеть и не ведать – вот отрада! Утихни! Не буди! Дай сном забыться. Ответ Микеланджело поразил, задел за живое. Что происходило с гением Возрождения? Почему такое отчаяние? О каком позоре идет речь? Чтобы найти ответ, потребовались годы. Не ежедневного погружения в материал, конечно, но тема не выходила из головы. Андрей Сергеевич изучал архивные записи, читал книги, письма, стихи – все, что могло как-то относиться к Микеланджело. И когда Кончаловскому, как ему показалось, открылась Личность художника, он принял решение снимать кино. Почему "Грех"? Да потому что греховен был художник. И его переменчивый нрав, чаще скверный, доставлял и ему, и всем, кто его окружал, массу неприятных и даже отвратительных минут, далеких от возвышенного искусства. Да не минут - часов, дней, недель... Не случайно, Кончаловский собирался дать фильму другое название — "Монстр. Видения", но остановился на более четом "Грехе". Кадр из фильма "Грех" Из синопсиса следует, что "Микеланджело грезит идеей создать что-то настолько прекрасное, что сможет искупить все его грехи, но чувствует, что его окружают враги и предатели, и ему кажется, что над ним нависло проклятие. Поглощенный своими видениями, которые невозможно отличить от реальности, он все ближе подступает к границе безумия. Больше всего он одержим Данте Алигьери, великим поэтом, которого безуспешно ищет среди гор Каррары. День, когда он теряет самых дорогих ему людей, становится для него тяжким испытанием. В этот темный час скульптору является призрак Данте, и Микеланджело понимает, что его работы, хоть и посвящены религиозным замыслам, все же лишены той сакральности, которая ведет человека к Богу. Возможно, это и есть его самый тяжкий грех". Андрей Сергеевич подчеркивает, что его интересовал Микеланджело не как великий художник, а как человек Ренессанса. И он поставил перед собой задачу избежать мифологизации героя, а показать истинный характер и настоящую, без мыльных пузырей, эпоху. Был устроен какой-то невероятно сложный кастинг. Трудно понять, зачем. Возможно, из экономии средств. В фильме снимались неизвестные итальянские артисты и обычные люди, поиск которых проходил в течение четырех месяцев среди рабочих мраморных карьеров и прохожих на улицах Тосканы. Ну, и, конечно, среди всех итальянских лиц, принявших участие в съемках, – непременно присутствует Юлия Высоцкая. На главную роль режиссер мечтал найти актера с портретным сходством. Нашел, месяцев через восемь. Восемь лет, восемь месяцев – какая-то магическая цифра бесконечности. Роль была предложена Альберто Тестоне – актеру с небольшим опытом, но с нужным лицом и характером. Где его нашли? Не поверите! В мастерской по изготовлению зубных имплантатов и протезов, где он, бросив актерскую профессию, работал. В поисках абсолюта художники по гриму использовали знаменитый портрет Микеланджело, сделанный его современником, художником Даниеле да Вольтерра. На этом портрете отчетливо виден сломанный нос, спутанные, увы, грязные волосы, лицо "изрезанное" морщинами, выдвинутый вперед лоб... Кадр из фильма "Грех" Андрей Кончаловский говорит, что "Грех" — сиквел "Андрея Рублева" Тарковского, где он соавтор сценария. Микеланджело Буонарроти – это божественный и одновременно яростный дар, это неуправляемые амбиции, патологическая жадность, которая привела его к нищенскому существованию и еще много всякого – разного, что возвышает и разрушает почти каждого из нас. Невидение своих грехов – признак духовной болезни. Да, Микеланджело был болен. Грешен всем. Андрей Кончаловский в фильме "Грех", по словам итальянского историка Антонио Форчеллино, разрушил поддельную вселенную эпохи Возрождения, изобретенную кино и сериалами и силой кулака разбил этот медийный миф.

Историческая драма "Грех"
© Ревизор.ru