«Терминатор» стреляет в сердце. Рецензия на фильм
Джеймс Кэмерон может претендовать на титул крупнейшего режиссёра всех времён и народов – если не в художественной части, то в сумме всех частей. «Аватар», «Титаник» и дилогия про терминаторов говорят сами за себя. Многие киноманы мечтали о возвращении мэтра к терминаторской эпопее – и вот он вернулся, пускай лишь качестве продюсера. Перед нами фильм «Терминатор: Тёмные судьбы». Проигнорированы все неканонические (не кэмероновские) продолжения, впервые возвращена главная героиня дилогии в исполнении Линды Хэмилтон, и, конечно же, Арнольд Шварценеггер в деле. Итог? Первый «Терминатор» стал гимном человеку и человечности, что совсем иллюстративно в финале: бездушная машина, уже лишившаяся в огне человеческой оболочки, – металлический скелет, воплощённая смерть – преследует воплощённую любовь – защитника и подзащитную, и уже не он её защищает, а она тащит его, раненого, на себе. В итоге любовь побеждает смерть, человек – железяку, дух – материю. В «Терминаторе 2» Кэмерон подверг этот собственный пафос проверке на прочность. Увы, чтобы ценить человеческую жизнь, недостаточно быть человеком. «Если уж робот осознал цену человеческой жизни, то, может быть, и мы, люди, когда-нибудь сможем», – надеется Сара Коннор. Оказывается, до гуманизма, до филантропии можно дойти чисто логически или, если угодно, математически. Но человеку, в отличие от робота, этого мало. Робот лишён способности любить, но и лишён эгоизма. А быть человеком – не только дар, но и нравственный вызов, испытание. О чём же новый фильм? Наверное, всё о том же, о ценности человека и человечества, о самопожертвовании, однако прочувствовать это не получается. Совсем. Странно сказать, но лучшими боевиками «Терминатор» и «Терминатор 2» остаются по той причине, что в первую очередь не боевики. Это драматические фильмы, где в центре – характеры, а погони и бои доставляют море удовольствия прежде всего из-за сочувствия героям – живым, реальным. Здесь же всё иначе: характеры поверхностные, штамповые. Да ещё со склонностью к глупому поведению, невозможно глупому поведению. Героиня узнаёт, что некий терминатор хочет убить её, – и только через сутки она задаётся вопросом, а почему именно её. После столкновения с терминатором она продолжает разгуливать по улице без сопровождения своих защитниц и без опаски. Женщины без надобности рассказывают другим персонажам о своей проблеме – о прибывшем из будущего роботе-убийце, хотя это может лишь затруднить им коммуникацию с окружающими (кто захочет иметь дело с человеком, чьи слова звучат как бред сумасшедшего?). Разговор между главными героинями и теми персонажами, кто впервые слышит о роботах-убийцах и путешествиях во времени, протекает так буднично, словно в этом нет ничего невероятного. Видимо, во вселенной «Терминатора», как у нас в реальном мире, существуют и пользуются большой популярностью фильмы о терминаторах, а потому никакими киборгами там никого не удивишь. Но главная глупость поджидает зрителя в минутном бенефисе главной героини, подзащитной, когда та должна, по замыслу сценаристов, явить сильный характер и вызвать у нас мурашки. Подзащитная решает не спасаться от терминатора, а дать ему бой, рискнув своей жизнью, от которой – на минуточку – зависит судьба человечества. Когда в «Терминаторе 2» рискнул собой мальчик Джон Коннор (будущий вождь человечества), умная мать Сара всыпала ему по первое число. А теперь она же, Сара Коннор, с восхищением внимает подзащитной и соглашается придать её жизнь опасности. Нет, перед нами точно не Сара Коннор, и даже актриса Хэмилтон собственной персоной не поможет делу. И воздержимся от неполиткорректных допущений, что в таком возрасте у героини возможна деменция. Персонаж, более других вызвавший интерес фанатов на стадии продвижения фильма, – это терминатор-защитник в исполнении Шварценеггера. Продолжена тема «Терминатора 2»: существуя среди людей, робот становится человечнее. В новом «Терминаторе» киборг обретает, по его собственным словам, эквивалент человеческих чувств. Заботясь о приёмном сыне (человеке), он осознаёт страдания Сары Коннор. Звучит красиво. Однако мы лишь слышим это из уст Шварценеггера – и не видим. А ведь сценаристы (их семеро) могли бы подарить зрителям сцену прощания терминатора с пасынком, аналогичную концовке «Терминатора 2». Впрочем, смогли бы? Сценарное искусство всё больше уходит из голливудских (и не только) блокбастеров. И главная тому причина – отсутствие запроса у самого широкого зрителя на качественные сценарии, по крайней мере в боевиках. Это окончательно ясно после триумфа комиксовых «Мстителей», побивших в этом году абсолютный рекорд «Аватара» Кэмерона десятилетней давности по сборам. Словом, нет причин ни удивляться, ни раздражаться из-за столь слабой художественности очередного боевика, нового «Терминатора». Но только если не брать во внимание тот факт, что главным продюсером, лицом картины выступил именно Кэмерон. «Новый «Терминатор» разбил мне сердце», – пишут в интернете фанаты. Поставив на афише своё авторитетное имя, живой классик санкционировал безвкусицу не только для данного конкретного фильма, но и вообще для боевиков и фантастики. Главный мэтр жанра уронил заданную им же планку куда-то очень глубоко. Наверное, в тот самый резервуар с расплавленным металлом, где эпично самоуничтожился Шварценеггер-терминатор в финале непревзойдённого «Терминатора 2». Сергей РЯЗАНОВ