Войти в почту

Дорожайшее из искусств

Из всех искусств для нас важнейшим является кино. И одним из самых затратных для бюджета — дополню я дедушку Ленина. Наконец Счетная палата добралась до отечественной киноиндустрии, которая при активной поддержке Минкульта так же активно осваивает деньги, выделяемые на национальные фильмы. Ну не хотят наши художники быть голодными — а родное министерство их и не бросает, а бережно холит и лелеет, прощает провалы, гладит по головке и снова раздает бюджетные миллиарды. Почти 18 миллиардов было направлено на производство национальных фильмов. Фильмы-то производились, и мы их даже видели или хотя бы о них слышали, но механизм отбора получателей показался аудиторам не слишком прозрачным. Вот никак палата не поймет, почему одни компании от экспертного совета Минкульта получают львиную долю бюджетного пирога, а другим остаются лишь крохи? Может, из-за исключительно талантливых и сверхприбыльных фильмов, выпускаемых командами мэтров отечественного кинематографа, лидеров получения субсидий? А может быть, потому, что мэтры входят в этот самый экспертный совет? Или это совпадение? Не думаю, что в Счетной палате верят в такие совпадения, но и открыто никого не обвиняют, а лишь говорят о «рисках финансирования из бюджета аффилированных проектов», а проще говоря — о коррупционной составляющей. В самом деле, так и не разработаны критерии отбора заявок для получения субсидий. Иначе как бы экспертный совет смог снова давать кусок пирога автору проекта, откровенно провалившему предыдущий прокат. Там, где большие деньги — искусству места нет. Иначе как объяснить, что продукт, изготавливаемый современной отечественной кинематографией, — в подавляющем большинстве не интересен даже самим россиянам. Да, свой хайп отдельные фильмы могут словить в первые недели ажиотажа, но практически все они — проекты-однодневки. Вот в этом и вся драма с элементами детектива нашего современного кинематографа: для тех, кто получает субсидии, ключевым критерием является не интерес зрителей (сборы в прокате), а выгода любой ценой, даже ценой провала. И именно поэтому национальная киноотрасль пребывает в жестоком кризисе, и творческом в том числе. ДРУГОЕ МНЕНИЕ Деньги как оценка качества Колонка обозревателя «Вечерней Москвы» Никиты Камзина: Беспокойство Счетной палаты за финансирование кинокартин понятно. Деньги большие, а вот результат не всегда соответствует высоким ожиданиям...(далее...) Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Дорожайшее из искусств
© Вечерняя Москва