Рецензия на фильм «Доктор Сон»: Самое больное место Стивена Кинга
Оценка: 6 из 10 Режиссер: Майк Флэнеган. В ролях: Юэн Макгрегор, Ребекка Фергюсон, Зан Маккларнон, Карл Ламбли. В широкий прокат фильм выходит в России 7 ноября 2019 года. «Доктор Сон» – это сиквел романа и фильма «Сияние», действие которого разворачивается сразу после событий первой части, а также в 2011 году. Надо сказать, что, по всей видимости, это главная головная боль Стивена Кинга, которая его не отпускает много лет. Первая экранизация «Сияния» было снята Стэнли Кубриком в 1980 году и получила статус шедевра. У фильма было множество наград и отличные сборы, почти сразу он получил статус эталонного психологического триллера, однако он настолько не понравился писателю, что тот даже отказался участвовать в рекламной кампании – и это при том, что писатель активно продвигает даже самые неудачные экранизации собственных книг, например, «Темную башню» или новое «Кладбище домашних животных». Такое отношение, в общем-то, неудивительно – Кубрик снял великий фильм, в котором от оригинала мало что осталось – у него получилась, скорее «Космическая Одиссея в горном отеле», нежели экранизация романа. По большому счету, Стивен Кинг на протяжении многих лет пишет произведения об одном и том же сюжете – как дети, переживая некие происшествия, становятся взрослыми, и как эти взрослые испытывают под влиянием детских травм страхи, комплексы и фобии, как пытаются выжить и их преодолеть. Об этом сеансе психотерапии и «Оно», и «Кладбище домашних животных», и даже «Темная башня». Кинг любит писать о глобальном, переплетая глубокий психологизм с мистикой, а также множество второстепенных линий и огромный ворох персонажей, создавая полотно в виде не совсем здорового общества в целом, которое иногда пытается вылечиться, а иногда этого даже не хочет. Стэнли Кубрик разумно предположил, что такое воплощение всех сюжетных линий романа убьет будущий фильм, поэтому выбросил из экранизации все, что не относилось к главному – тому, как Джек постепенно сходит с ума. Фильм получился великим, но нельзя не признать, что из фильма по Стивену Кингу в итоге был выкинут сам Стивен Кинг. Поэтому нет ничего странного в том, что через какое-то время у писателя возникло желание вновь вернуть «Сияние» на экраны. В 1997 году вышел мини-сериал с одноименным названием, который, по самонадеянному признанию автора, был призван исправить то, что не сделал Кубрик. Надо ли говорить, что «исправить» шедевр ни у кого не вышло, а про новую версию «Сияния» сейчас ее авторы предпочитают не вспоминать? Однако, по всей видимости, у писателя продолжала зудеть неприятная мысль, что фильм, не передавший основные идеи и многие сюжетные линии романа, стал более великим, чем, собственно, роман. И раз уж с ремейком дела не вышли, то можно попробовать сделать сиквел. Так из печати в 2013 году вышел «Доктор Сон», рассказывающий о повзрослевшем Дэниэле Торренсе, а работа над экранизацией началась годом позже. Главный герой фильма, Дэниэл Торренс, выжил в отеле «Оверлук», вырос и даже, кажется, сумел победить своих демонов, хотя его психическое состояние нельзя назвать идеальным. Он узнает о других людях, которые, как и он, имеют «сияние», и могут с ним телепатически общаться. Однако также он узнает и о новом зле – людях, которые питаются «сиянием», убивая его владельцев. Дэнни считает своим долгом спасти девочку Абру, обладающую сильными мистическими способностями и оказавшуюся в поле зрения этих культистов. Режиссером картины был выбран Майк Флэнеган. Он хорошо зарекомендовал себя в жанре ужасов, сняв «Окулус» и «Сомнию». В то же время к нему благосклонно относится и Стивен Кинг, и его фанаты, т.к. режиссер экранизировал для Netflix еще один роман писателя – «Игру Джералда». Он сделал то, что умеет лучше всего – снял качественный, добротный хоррор. «Доктор Сон» местами пробирает до мурашек, местами – завораживает. История растянута на два с половиной часа, но назвать ее затянутой язык не поворачивается – действия много, сюжет нигде не провисает, а вымышленный мир Кинга раскрывается во всех деталях, оказывается большим и разнообразным. С таким умением рассказывать сложную историю на экране Флэнегану надо было снимать «Темную башню» или «Противостояние» – в общем, что-то из наиболее масштабных и глобальных произведений писателя. Но вместо «Противостояния» Флэнеган вывел на экран роман, рожденный стремлением писателя выйти из тени Кубрика (тот факт, что тень эта явно выдумана им самим, Кинг осознать так и не смог). В результате фильм ожидаемо и сам оказался в тени. У него отличная, захватывающая середина, где действие не имеет отношения к «Сиянию», но посредственные начало и конец, которые призваны соединить обе части истории. Юэн Макгрегор и Ребекка Фергюсон весь фильм выкладываются по полной, отлично играя героя и злодейку, но, попав в «Оверлук», словно пригибаются под его величием. Все сцены в отеле «Оверлук» пересняты максимально аккуратно по отношению к первоисточнику – и при этом абсолютно стерильно, они не цепляют даже за чувство ностальгии, не говоря уже о том, чтобы пугать. Понятно, что перед нами уже не Кубрик. Актриса, подобранная на роль матери Дэнни, очень похожа на Шелли Дюваль, но не передает ее эмоций, а отец не имеет и половины той харизмы, которая была у Джека Николсона - вот уж от кого безумием так и разило! Вся проблема в том, что «Доктор Сон» – плоть от плоти «Сияния», без фильма Кубрика в нем не имеет никакого смысла ни вступление, ни развязка. При этом картину хочется воспринимать как добротно сделанный самостоятельный хоррор - в качестве отдельного произведения она действительно неплоха. К сожалению, авторы сделали все возможное для того, чтобы «Доктор Сон» не стал сюжетно самостоятельным, а в сравнении с шедевром Кубрика даже самая качественно сделанная работа будет выглядеть, как сериал «Скарлетт» после «Унесенных ветром». Павел Соломатин, InterMedia