Кто должен был изначально сыграть «Джентльменов удачи»

«Джентльмены удачи» давно стали классикой нашего кино. Казалось бы, о фильме мы знаем все. Однако сначала главных героев должны были сыграть другие актеры. Неизвестные подробности — в материале «Рамблера».

Первоначальный сюжет фильма кардинально отличался от известного нам. Сотрудник милиции гонялся за шайкой рецидивистов — альфонсом, фальшивомонетчиком Миллиметром, угонщиком автомобилей Пижоном и карманником. Жуликов должны были сыграть Юрий Никулин, Ролан Быков, Андрей Миронов и Савелий Крамаров соответственно. Однако все артисты кроме Крамарова отказались от ролей. Сценарий переписали с другими героями, оставив только персонажа Крамарова. Главным героем стал заведующий детским садом, а его противником — матерый бандит. Обоих блистательно сыграл Леонов. Хмыря мог сыграть Лев Дуров, пробовался также Рудольф Рудин. Но утвердили Георгия Вицина. При этом худсовет посоветовал поработать над гримом актера.

Проблемы возникли с Василием Алибабаевичем. Сначала на роль пригласили Спартака Мишулина, ярко сыгравшего в «Белом солнце пустыни». Но Мишулина роль не привлекла. Георгий Данелия, худрук картины, позвал знаменитого Фрунзе Мкртчяна, однако актера не отпустили на съемки картины. Он был задействован в юбилейных спектаклях по случаю пятидесятилетия Армянской ССР. Тогда вспомнили о Раднэре Муратове, который должен был сыграть эпизодическую роль начальника тюрьмы, но отказался от проходной роли.

Блатной жаргон в фильме появился неслучайно. Режиссер картины Александр Серый отсидел четыре года за драку с архитектором, к которому приревновал свою избранницу. Пострадавший остался инвалидом, Серому дали 8 лет, но освободили досрочно. Впрочем, большую часть реального жаргона пришлось убрать по настоянию приемной комиссии, а вместо этого сочинить свой.

Данелия помог другу, который после освобождения сидел без работы. А сценарий написал в соавторстве с писательницей Викторией Токаревой. Режиссер хотел, чтобы в фильме прозвучали две песни - «Про Ялту» и «Про слона» - но Данелия с ним не согласился и вырезал номера при монтаже.

Вместо цемента актеры погружались в хлебную закваску, подкрашенную луком. Впрочем, отмываться от нее пришлось также долго, особенно стойким оказался запах. А вот одежду для сцены действительно окунули в цемент. Кстати, в цистерну Крамаров не полез — у актера была клаустрофобия. Сцену в машине снимали в павильоне.