Почему «Интервенцию» с Высоцким запретили на 20 лет
У фильма сложилась странная судьба в кино. Картина оказалась на полке еще до того, как рядовой зритель смог ее оценить. Но почти сразу же обросла легендами в кинематографической среде. Почему революционный фильм не нашел признания в СССР — в материале «Рамблера».
Экранизацию популярной пьесы Льва Славина ждали к очередному революционному юбилею. Работа шла легко, съемочная группа буквально жила фильмом. В конечном успехе никто не сомневался. Поэтому дальнейший разгром оказался совершенно неожиданным.
Режиссер Геннадий Полока давно критиковал официальный патетический стиль революционных фильмов и подошел к работе с нестандартным решением. Он вспомнил о театральных экспериментах 20-х годов, о традициях Мейерхольда и решил на экране возродить принципы революционного искусства, популярного именно в первые годы советской власти. То есть передать события с точки зрения современников самого времени.
Однако режиссер не учел, что соцреализм в свое время подвел жирную черту под всеми экспериментам революционной искусства. Более того, многие его представители были физически уничтожены или отстранены от работы. Поэтому эстетическое решение картины оказалось непонятным и даже оскорбительным для чиновников Госкино. Серьезная тема большевистского подполья подавалась в стиле буффонады.
Высоцкий тогда еще не был актером с репутацией «непроходного», но его уже знали по «Вертикали». На роль главного героя большевика Бродского его утвердили не сразу, но его кандидатуру поддержал Григорий Козинцев, автор классической революционной трилогии о приключениях Максима. Среди других претендентов были Михаил Козаков и Андрей Миронов.
Высоцкий написал для картины четыре песни, но в фильме остались две. Причем «Деревянные костюмы» была исполнена с музыкой Слонимского.
После запрещения фильма с формулировкой «дальнейшую работу над фильмом признать бесперспективной, затраты списать на убытки киностудии», съемочная группа попыталась найти защиту у Брежнева. По предложению Золотухина было отправлено коллективное письмо, но никакого ответа не пришло. Картину показали только в 1987 году, когда Высоцкий уже умер, а революционная романтика не пользовалась спросом — в стране полным ходом шла перестройка.