Войти в почту

Фильм Александра Лунгина «Большая поэзия» выйдет на экраны в середине ноября. Картина уже стала обладателем приза «Кинотавра» за лучшую режиссуру. Несмотря на завлекательный синопсис, сопровождающий фильм, «Большая поэзия» — во-первых, не о поэзии, а во-вторых — это вовсе не комедия про ограбление банка. Это — драма про нашу жизнь. В центре нее — история двух друзей-инкассаторов — сотрудников ЧОПа «Кречет». Один из героев — Леха, слегка истеричный, как все творческие натуры, парень. Он азартно играет на «петушиных боях» и без конца проигрывает. Он сочиняет стихи о том, как нужно грабить банки. Леха считает себя рэпером, пишет тесты в духе «Что такое Поэзия? Это — когда ты сидишь на вершине мира и управляешь денежными потоками». Он посещает поэтический кружок, и есть те, кто считает его стихи интересными. Хотя сам он в минуты откровенности критично называет их тяжеловесными. Второй герой — Виктор — совершенно иной. Он тоже пишет стихи, но они ему удаются хуже, чем другу Лехе. Виктор напоминает спокойствием и обаянием Данилу Багрова из фильма «Брат». Сдержан, решителен, надежен, его высоко ценит начальство. Про таких людей говорят: «Он — настоящий». Объединяет друзей маленькая в сущности деталь: оба находились в Луганске в период боевых действий. Деталь — принципиальная, потому что тема картины Александра Лунгина — послевоенный синдром.В этом смысле фильм продолжает линию лент «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, «Белый Тигр» Карена Шахназарова и картины Алексея Балабанова. Как адаптируются люди, прошедшие войну, к мирной жизни? Как смещаются акценты их восприятия действительности? Чем они опасны для общества и может ли оно им как-то помочь? На эти вопросы и пытается ответить Лунгин. Оба героя вспоминать о Луганске не любят: для обоих это был ад, который продолжает жить внутри. Как справедливо замечает начальник ЧОПа, давая Виктору характеристику: «Он делает то, что умеет делать лучше всего. Но для обычной жизни он не годится — не натворил бы бед!» У героев, и правда, каждый день — война в миниатюре. Касается ли это рядовой съемки для интернет-портала, или обычного конфликта с отцом соседского ребенка, который превращается в жестокое избиение, неуместное в мирное время. Меж тем жизнь предлагает ребятам возможности выскочить из гиблого замкнутого круга. У Лехи есть жена и ребенок, которые безуспешно требуют его внимания. Виктор в какой-то момент может вообще стать знаменитым блогером, его стихи начинают пользоваться вниманием всего интернет-сообщества. Но оба словно пригвоздили себя к войне. Хотя и чувствуют, что это дорога в никуда. Попытки вырваться приводят их к единственному, с их точки зрения, «поэтическому» действию — ограблению банка. Когда руины — внутри, из них так просто не выкарабкаешься. Неслучайно символом происходящего в фильме является огромная свалка, которую герои в силу должностных обязанностей должны охранять. И никому не известно и не ясно — от кого и для кого надо все время находиться в состоянии боевой готовности.Ни жителям городка, ни самим героям... Читайте также: Юрий Кара: При работе над фильмом «Мастер и Маргарита» все время творилось неладное

Война и жизнь
© Вечерняя Москва