В 1964 году режиссер Константин Воинов снял фильм «Женитьба Бальзаминова», сценарий которого сделал из трех пьес Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». В комедии о браке по расчету мелкого провинциального чиновника снялись Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, Людмила Шагалова, Екатерина Савинова, Людмила Гурченко, Ролан Быков, Надежда Румянцева.
Смотрите фильм «Женитьба Бальзаминова» в пятницу, 8 ноября, в 20.15 на телеканале «Мир».
«Женитьба набальзамированного»
Воинов и Вицин были давними друзьями и с 1936 года мечтали вместе создать картину, тогда им было по 18 лет. Сбылось это лишь в 1964 году, на момент съемок Вицину было уже 47 лет, а его герою, Мише Бальзаминову, – 25. Чтобы «омолодить» актера, каждый день (а съемки шли летом) на него накладывался толстый слой грима.
«Женитьба набальзамированного», – шутил Георгий Михайлович, глядя на себя в зеркало.
Актер выбрал кудрявый рыжий парик и каждый раз собственноручно долго и кропотливо рисовал на лице веснушки. Чтобы лицо казалось румянее и худее, в тональный крем он добавлял красную краску.
Однако гримом подготовка к «Женитьбе» не исчерпывалась. Перед началом съемок Вицин отправился стройнеть в Сухуми, где целый месяц тренировался с местными футболистами.
Приблизиться к юношеской физической форме, осанке и походке «Бальзаминову» также помогала йога, которой актер в те годы очень увлекался.
По иронии судьбы Людмила Шагалова, которую Воинов утвердил на роль матери Миши Бальзаминова, была на шесть лет младше Вицина. И если Георгия Михайловича молодили, то Людмилу Александровну нещадно старили, превращая миловидную 41-летнюю женщину в старуху. Морщины на лице создавались с помощью пара, из-за которого ее лицо становилось похожим на печеное яблоко, и специального клея. Каждый день на грим Шагаловой уходило несколько часов. По вечерам актриса разглаживала кожу на лице дорожным утюжком.
Безжалостные дубли
Константин Воинов снимал очень придирчиво, некоторые сцены актерам приходилось повторять десятки раз. Одной из таких злополучных сцен для Нонны Мордюковой и Георгия Вицина стала сцена поцелуя во время чаепития.
Жара, костюмы, грим, и вот уже в 20-й раз Мордюкова впечатывает поцелуй в губы покорного Бальзаминова, страстно вжимая его в забор.
Актриса все не могла понять, чего от нее хочет режиссер, и на 29-й раз решила просто полностью скопировать интонации Воинова, когда он объяснял ей, как надо играть.
Этот дубль режиссера, наконец, удовлетворил.
В том же эпизоде сваха, которую играла Лидия Смирнова, с удовольствием уплетает пирог с повидлом. Этот пирог актрисе пришлось есть 15 дублей, до тошноты. Смирнова и Воинов больше 30 лет были любовниками, что не было секретом ни для кого, однако это не спасло актрису от экзекуции.
«Я проглотила 15 кусков, меня рвало, меня трясло, я снова и снова ела этот пирог, и все равно Константин Наумович добился того момента, когда его все полностью устроило», – делилась воспоминаниями Смирнова.
Трудовые будни в Суздале
Атмосфера маленького заштатного городка уходящей в прошлое страны в «Женитьбе Бальзаминова» – бесценна. Воинов выбрал в качестве места съемок древний Суздаль.
«Надо сказать, что сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие‑то склады, эти дома, косые, поваленные, и бесконечное количество старух – все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика: делали сгущенное молоко, творог, сметану, масло. Были монастыри, где находились малолетние преступницы, они там работали», – писала Лидия Смирнова.
И хотя до этого киношники Суздаль не замечали, так получилось, что в 1964-м там одновременно снимались три картины: «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев» и «Выстрел».
Места, связанные с «Женитьбой», стали новыми достопримечательностями города. Так, дом Бальзаминова находится по адресу Старая улица, 13. В том же доме, только с другого ракурса, снимали дом Анфисы и Раисы.
Сегодня в Суздале есть туристическая инфраструктура, а в 1964 году жить съемочной группе приходилось более чем скромно. Была одна единственная трехэтажная гостиница с одним туалетом на этаже, актеры жили по двое-трое в комнате. Так, Константин Воинов делил кров с Вициным и оператором, Лидия Смирнова – с Шагаловой и Конюховой и так далее.
Еду готовили себе сами и каждый день смотрели с балкона, что бабы принесли продавать: обычное молоко или топленое, а может, сливки.
Гостиница находилась рядом с центральной площадью и рынком, на котором суздальцы продавали крынки с молочной продукцией, земляникой, черникой.
Одна из последних ролей Екатерины Савиновой
Звезда фильма «Приходите завтра», актриса и певица Екатерина Савинова снималась в «Женитьбе Бальзаминова», когда ее здоровье уже дало сильный сбой. Однажды актриса заразилась бруцеллезом, предположительно выпив парного молока на съемках в Крыму. Болезнь развивалась, разрушая организм Савиновой, долгое время врачи не могли установить причину.
Болезнь повлияла на головной мозг, у Екатерины Федоровны развилось состояние, сходное с шизофренией. Она все время слышала голоса.
В «Женитьбе Бальзаминова» Савиновой досталась роль Матрены – служанки Бальзаминовых. Несмотря на тяжелую болезнь, она сумела сделать эту небольшую роль талантливой и уникальной.
Говорили, что на съемках актриса странно выглядела и говорила, что была недовольна своей работой и просила Константина Воинова переозвучить ее. К счастью, Матрена осталась прежней. Однако это была последняя яркая роль Екатерины Федоровны. Через шесть лет после съемок она покончила с собой, бросившись под поезд.