Наша служба и опасна, и трудна. Пять лучших сериалов о сотрудниках уголовного розыска
10 ноября в нашей стране отмечается День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, который многие до сих пор называют просто Днем милиции. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить (и, может быть, пересмотреть) пять лучших сериалов о милиционерах. Их герои очень разные, но глядя на них, понимаешь, что для таких людей служить и защищать — не пустые слова, а образ жизни. Следствие ведут ЗнаТоКи (1971 по 1989 год) Сериал был создан по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щелокова и должен был стать имиджевым произведением, повышающим престиж советской милиции в глазах граждан. Интеллигентные, бескомпромиссные, образованные и, самое главное, высокопрофессиональные сотрудники — именно такими зрители увидели тройку главных героев. Следователь Пал Палыч Знаменский, инспектор уголовного розыска майор Александр Томин и эксперт-криминалист Зиночка Кибрит многие годы были для зрителей эталоном советских милиционеров, а сыгравшие их Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и Эльза Леждей даже вне экранной жизни ассоциировались со своими персонажами. Эти роли стали не только звездными в карьере всех троих актеров, но в то же время и роковыми. Георгий Мартынюк и Леонид Каневский на момент приглашения в сериал были актерами Театра на Малой Бронной. После того как Знатоки стали мегапопулярны в Советском Союзе, карьера обоих пошла на спад — слишком узнаваемы они были, и зрители уже не представляли их в иных образах. Георгий Мартынюк после «Знатоков» снялся лишь в одном фильме, подрабатывал в рекламе. Георгий Мартынюк умер в 2014 году. Леониду Каневскому, единственному здравствующему из Знатоков, повезло больше: с 2006 года он ведет документальный цикл «Следствие вели…» на «НТВ» и играет в израильском театре «Гешер». Самой трагичной оказалась судьба Эльзы Леждей. После роли Зинаиды Кибрит ее уже никто не воспринимал в ином образе, кроме «Знатоков» она снялась всего в нескольких эпизодических ролях, а затем режиссеры и вовсе перестали приглашать ее даже на пробы. А после того как в 1992 году умер ее муж Всеволод Сафонов, актриса замкнулась в себе и редко покидала стены своей московской квартиры. В июне 2001 года Эльза Леждей умерла от онкологического заболевания. Место встречи изменить нельзя (1979 год) Наверное, это тот случай, когда нет необходимости напоминать о сюжете. Пара Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и Владимир Шарапов (Владимир Конкин) давно стала нарицательной, фильм растащили на цитаты, да и вообще, эта картина входит в число самых часто пересматриваемых фильмов. Поэтому напомним несколько любопытных фактов со съемок. Известно, что Владимир Высоцкий настолько загорелся идеей фильма, что был не только актером, играющим центрального персонажа, но и работал над сценарием, и даже заменял Станислава Говорухина на съемках. Например, фотография Вари, приклеенная на дверь в подвале среди других фото, его идея. Роль Шарапова досталась Владимиру Конкину по настоянию тогдашнего телевизионного руководства, хотя на нее пробовалось множество актеров, в том числе и Станислав Садальский. А вот Ларису Удовиченко, сыгравшую Маньку Облигацию, Говорухин хотел видеть в роли Вари Синичкиной, но актриса наотрез отказалась от этой роли, мечтая сыграть именно Маньку. Собственно, результат нам известен, но получила Удовиченко эту роль фактически в процессе съемок, поскольку ни одна другая актриса не понравилась Говорухину. «Место встречи изменить нельзя» чуть ли не единственный фильм, в котором Владимир высоцкий не поет своих песен. Но это произошло по настоянию режиссера, который посчитал, что тогда это будет не Глеб Жеглов, а Высоцкий, исполняющий роль Жеглова, что лишит персонаж достоверности. Еще очень любопытно, что в фильме мы ни разу не видим Жеглова в милицейской форме. Но тут уже на уступки не пошел сам Высоцкий — для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Так родилась сцена, в которой Жеглов стоит у зеркала в кителе и называет его домашней одеждой. Изначально фильм планировался как семисерийный, но по требованию Гостелерадио был сокращен до пяти серий, на два часа экранного времени. В итоге в окончательный вариант фильма не вошли сцены фронтового прошлого Шарапова и Левченко, постельная сцена Шарапова и Вари, ссора Жеглова и Шарапова после гибели Левченко и многое другое. Все эти материалы были сданы в архив Одесской киностудии и там были утеряны. Сразу после выхода фильма планировалось приступить к его продолжению, была даже написана примерно половина сценария, но в тот момент Владимир высоцкий умер. Конечно, никакого другого Жеглова быть не могло, так что мы так и не узнаем, каким могло быть продолжение этого гениального фильма. Улицы разбитых фонарей (с 1998 года) «Улицы разбитых фонарей» — культовый сериал 90-х, который пользуется популярностью у зрителей более двадцати лет. А ведь выход первых серий на экраны сопровождался огромными трудностями. Хотя премьера сериала состоялась в 1998 году, первые серии были сняты за несколько лет до этого для канала «Россия-1», позже они были выкуплены «ТНТ». Сценаристом первого сезона «Улиц разбитых фонарей» выступил Андрей Кивинов, более 10 лет проработавший в милиции, в сериале он помог воплотить реальные будни российской милиции в трудные 90-е. Более того, почти у всех героев первых серий были реальные прототипы, работавшие вместе с Кивиновым в Кировском РУВД Санкт-Петербурга. Сериал является одним из самых длинных в истории российского телевидения, всего на экраны вышло 16 сезонов, состоящих из 501 эпизода. Ликвидация (2007 год) Сериал рассказывает о борьбе с преступностью в Одессе в 1946 году. Начальник местного уголовного розыска Давид Гоцман (его роль исполняет Владимир Машков) расследует преступления опасной банды, во главе которой стоит некий Академик, который во время Великой Отечественной войны находился в Одессе и обучался в немецкой разведшколе, идейный враг советской власти. В паре с Гоцманом работает помощник военного прокурора майор Виталий Кречетов (Михаил Пореченков). Сериал был снят по одноименному роману Вячеслава Бондаренко, который, в свою очередь, основывался на дневнике Давида Михайловича Курлянда, заместителе начальника Одесского угрозыска в послевоенные годы. Кстати, известно, что родственники Курлянда по-разному оценили персонаж Гоцмана. его сын посчитал, что образ отца в сериале сильно исказили, а внук, напротив, что Владимир Машков в точности передал характер деда. Как бы там ни было, «Ликвидацию» считают одним из лучших отечественных детективных сериалов и по силе восприятия часто сравнивают с культовым «Местом встречи...». А Давиду Гоцману в 2008 году в Одессе установили памятник — дань собирательному образу одесского милиционера послевоенного времени. Дело майора Черкасова (с 2012 года) Пожалуй, один из лучших современных сериалов о сотрудниках московского уголовного розыска. В настоящее время цикл телефильмов состоит из шести детективов: «Мосгаз», «Палач», «Паук», «Шакал», «Операция «Сатана» и «Формула мести». Каждый из них (кроме «Шакала») снят по мотивам реальных резонансных уголовных дел времен СССР, хотя сценаристы и не придерживались четких исторических фактов. Тем не менее сюжету это нисколько не повредило: каждая серия держит в напряжении от начала и до конца. Ну а любителей ретро как дополнительный бонус порадуют виды и антураж Москвы 60-70 годов прошлого века. Главные герои сериала — майор милиции Иван Петрович Черкасов (Андрей Смоляков) и его очаровательная коллега-криминалист Соня Тимофеева (Марина Александрова). Интересно, что в одном из интервью сценарист телесаги Зоя Кудря рассказала, что персонаж Ивана Петровича Черкасова был придуман ей по аналогии с Глебом Жегловым из «Место встречи изменить нельзя». Кстати, поклонников сериала обрадует новость, что седьмой сезон проекта под названием «Катран» уже находится в стадии производства, зрители смогут увидеть его в эфире Первого канала осенью 2020 года.
Пушистые туфли: необычный образ от Екатерины Варнавы