Войти в почту

Герой в форме вермахта. Как бумаги уральского Штирлица попали к Мюллеру?

Фильм о легендарном разведчике Николае Кузнецове сейчас снимают в Челябинске. В основе сценария реальный случай, когда со двора одной из школ украли бюст разведчика. Как оказалось, в жизни уральского Штирлица до сих пор много тайн. Какое отношение к разведчику имеет актёр Александр Михайлов из фильма «Любовь и голуби»? Куда пропала фотография, где Кузнецов изображён в обнимку с настоящим гестаповцем? Почему в советское военное училище вдруг пришёл человек в мундире офицера вермахта? И как бумаги Кузнецова оказались в Америке? Об этом мы беседуем с писателем, актёром, сценаристом и правозащитником Владимиром Вафиным. Месть за порванные колготки Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - Насколько я знаю, в основу фильма положена реальная история, когда бюст Николая Кузнецова украли – тот случай и послужил причиной создания картины? Владимир Вафин: - Действительно, бюст украли со двора челябинской школы №118 в 1998 году. Затем его нашли и восстановили в 2003 году. Но это далеко не единственный случай, связанный с увековечиванием имени легендарного разведчика в Челябинске – и, к сожалению, не все случаи связаны с положительными воспоминаниями. Так однажды я узнал, что в школе-интернате №3 решили уничтожить музей Кузнецова. Я сразу бросился туда, в Каштак. Официальных такси тогда было мало, и случайный водитель запросил цены в оба конца. Я приехал в школу-интернат, успел спасти часть книг, подписанных братом Кузнецова, а также партизаном Николаем Струтинским, фото и мундир, в котором актёр Александр Михайлов играл Кузнецова в фильме «Отряд специального назначения». Водитель тогда спросил: «А чего спешил-то так?». Когда я объяснил, он не взял с меня деньги. - Александр Михайлов – этот самый, который играл в фильме «Любовь и голуби»? - Да, а также в картинах «Мужики», «Одиноким предоставляется общежитие», многих других замечательных фильмах. Мы с ним неоднократно общались. Он вместе с Малым театром приезжал в Челябинск, приходил на встречу с детьми в школу №118. Хочу напомнить, что у Малого театра вообще особое отношение к Челябинску – театр тут работал в эвакуации. Зрители приносили вместо цветов продукты, соленья, всячески подкармливали артистов. Интересно, что одно время в школе был даже музей в музее – в память о погибшей экспозиции в интернате. - Сейчас трудно представить, что кто-то хотел просто уничтожить такие экспонаты... - Был ещё более вопиющий случай. Во время войны, когда Кузнецов действовал в облике фашистского обер-лейтенанта Пауля Зиберта, его сфотографировал с гостем-гестаповцем партизан Николай Приходько – он изображал денщика Зиберта. Так-то это нарушение правил, но гестаповец был пьян, хотел фотографироваться. Три кадра проявили только после войны. А затем выяснилось, что в челябинской школе №67 сохранился четвёртый снимок. Но однажды стенд переносили, шла мимо завхоз, порвала о стенд колготки и стала ругаться – мол, сожгите этот мусор! И стенд с той фотографией сожгли, представляете? Страшно подумать, от каких обстоятельств и ничтожеств зависит порой память, наше наследие. Тайну раскроют в 2025 году - Нам в своё время дарили в школе книгу «Это было под Ровно», где рассказывалось об отряде, где действовал Кузнецов. У вас знакомство с этим разведчиком тоже началось с книги? - Помню, увидел в школьном музее фотографию Кузнецова и удивился, почему на почётном месте снимок человека в фашистской форме? Потом прочитал несколько книг – «О чём говорил мальчик» Альберта Цесарского. Я тогда мальчишкой не знал, что будет встреча с автором, врачом партизанского отряда в Москве. Образ Кузнецова стал для меня путеводной звездой. Уже потом я был в местах, где действовал Кузнецов и его товарищи. Общался с Гунаром Цилинским – актёром, который сыграл Кузнецова в фильме «Сильные духом». Он рассказал интересный эпизод. Для съёмок нужны были курсанты Львовского училища, но разрешения всё не было. Тогда Цилинский в форме фашистского офицера отправился в училище и прямо на входе поприветствовал караульного. Тот, понятно, был в шоке, вызывал начальника училища, тот прибегает и начинает кричать: «Вы с ума сошли! Заявились сюда в форме фашистского офицера!». На что Цилинский спокойно ответил: «»Я пришёл сюда в мундире советского разведчика Николая Кузнецова, о котором мы снимаем фильм. А вы нам не хотите помочь в съёмках». В общем, курсантов на съёмки выделили. Когда я специально приехал в Ригу и встретился с Гунаром, он был болен. Разрешили пообщаться лишь 15 минут, но в итоге мы проговорили целый час. - Говорят, до сих пор нет точной информации, как погиб Кузнецов... - Версий несколько. По одной он подорвал себя, когда бандеровцы опознали в нём разведчика, которого разыскивало гестапо. Его бросили в старый, ещё австрийский окоп. Потом, когда эти окопы стали использовать отступавшие на новые позиции фашисты, они обнаружили тело и захоронили его как немецкого офицера. Вот почему до сих пор бандеровцы утверждают, что, мол, в могиле находятся останки не Кузнецова, а какого-то немца. По другой версии он столкнулся опять же с бандеровцами, переодетыми в красноармейскую форму. Кстати, портфель разведчика, где хранились многие важные документы, попал к тому самому Мюллеру, а затем бумаги оказались в Америке. Что там находилось, неизвестно, но, видимо, документы были действительно ценными. Знаю, что окончательно материалы, связанные с деятельностью Кузнецова и его гибелью, рассекретят в 2025 году. Чтобы Мюллер оказался неправ - На каком этапе сейчас съемки фильма? - Пока нас сдерживает то обстоятельство, что для завершающего эпизода нужен молодой человек, похожий на одного из главных героев. Так что ищём актёра – в том числе через Интернет. Просим откликнуться подходящих кандидатов. Идея возникла, когда ещё в Челябинске проходил фестиваль «Золотой витязь». Приехали Николай Бурляев. Барбара Брыльска, Владимир Гостюхин, тот же Александр Михайлов. Была и съёмочная группа телеканала «Звезда» - они просто загорелись сценарием, который я им изложил. Но времени на съёмки у них уже не было, поэтому я решил сам реализовать эту идею. Актёры, оператор, звукооператор – все работают бесплатно. Участвует у нас в съёмках ветеран Великой Отечественной войны Григорий Ваганов. Большую помощь оказывают совет ветеранов Челябинской области, совет ветеранов МВД, МЧС, школы №45 и 118. - А где можно будет увидеть фильм? - Я давно дружен с великим актёром Василием Лановым, так что надеюсь при его содействии добиться того, чтобы фильм показали на телеканале «Звезда». В фильме я специально показал Комсомольский проспект, чтобы наш Челябинск увидели по всей стране. Главная же цель, конечно, в другом. Уже дважды в Коркино какие-то школьники тушили Вечный огонь, был аналогичный случай в Кыштыме. Откуда берётся такое отношение? Я однажды специально прошёл по улице Кузнецова в Челябинске и не увидел ни одной таблички, которая бы объясняла, в честь кого назвали улицу. И многие горожане говорят: «Кузнецова? А-а, это где психушка!». Вот такая ассоциация. Нельзя забыть нашу историю, наших героев. Неслучайно ведь Мюллер в «Семнадцати мгновениях весны» говорит, что, дескать, нынешним детям в Берлине, страдающим от бомбёжек, нацисты не нужны, но если кто-нибудь где-нибудь скажет: «Зиг Хайль!», то оттуда «мы начнём наше возрождение». На Украине такие приветствия уже звучат, а началось всё с того. Что забыли и переврали историю. Не хочу, чтобы это повторилось у нас. - Был недавно соцопрос на тему лучшего президента для Росси, и в числе лидеров был Штирлиц-Исаев – почему, как думаете? - Ничего удивительного. Тут сыграло огромную роль и обаяние Вячеслава Тихонова. Между прочим, среди лидеров соцопроса был и профессор Преображенский, который говорил, что «Бардак не в клозетах, а в головах». Народ об этом знает. И если не помнить свою историю, бардак в головах будет только нарастать.

Герой в форме вермахта. Как бумаги уральского Штирлица попали к Мюллеру?
© АиФ