Ещё
Открытый гей Залуцкий стал лицом нового проекта ТНТ
Открытый гей Залуцкий стал лицом нового проекта ТНТ
ТВ
Кинокритики выбрали лучший фильм 2019 года
Кинокритики выбрали лучший фильм 2019 года
Фильмы
HBO анонсировал мультсериал о семье Елизаветы II
HBO анонсировал мультсериал о семье Елизаветы II
Сериалы
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Актеры

Жеглов был рослым красавцем, а Шарапов — курносым коротышкой 

Жеглов был рослым красавцем, а Шарапов — курносым коротышкой
Фото: Вечерняя Москва
Они уже третий год стоят у здания на Петровке, 38: коренастый оперативник средних лет подает руку молодому высокому новичку. В истории не счесть реальных героев. В кино — советском и постсоветском — хватало харизматичных милиционеров и полицейских. Однако скульптор воплотил в бронзе именно этих двоих — тех, кого народное сознание определило на роль главных стражей порядка. и Володя Шарапов. Страна узнала их такими ровно сорок лет назад: с 11 по 15 сентября 1979 года по Центральному телевидению впервые показали мини-сериал .
Сегодня странно себе представить, что Жеглов и Шарапов должны были выглядеть совсем иначе. В повести и  Жеглову «двадцать шестой год», он высокий, «смуглый, волосы до синевы черные, глаза веселые и злые, а плечи в пиджаке не помещаются». Шарапов описан менее подробно, потому что повествование ведется от его лица, однако кое-где он проговаривается: «щербатый я слегка», нос «курносый», «гляделки крохотные», волосы светлые, во время занятий муровцев в спортзале его ставят «в конец шеренги — по росту». Вообще по пути героев с книжных страниц на телеэкран поменялась не только их внешность.
«ПРИЦЕЛ» НА ВЫСОЦКОГО
В 1976 году повесть Вайнеров вышла отдельным изданием. По воспоминаниям Аркадия Вайнера, Высоцкий, прочитав за ночь книжку, приехал к ним и с порога заявил: «Я пришел застолбить Жеглова».
— Вы же не делаете вид, что не знаете, что это — сценарий гигантского многосерийного фильма, — добавил бард. — И Жеглова в этом фильме хотел бы играть я. Писатели из ехидства заметили, что с этой ролью могли бы справиться и другие актеры — или . Высоцкий согласился, что Шакуров сыграл бы не хуже его, а Губенко — даже лучше.
— Да вам-то лучше не надо, вам надо, как я его сыграю! — подмигнул Высоцкий.
— Когда мы писали сценарий, то делали его уже с определенным прицелом — на Володю, — утверждал Аркадий Вайнер. Его показания (да простится нам эта метафора) вступают в противоречие с уликами. В 2012 году редактор Одесской киностудии опубликовала многие материалы фильма в книге «Глеб Жеглов и Володя Шарапов». И в литературном сценарии, датированном апрелем 1977 года, и в режиссерском, утвержденном 14 декабря 1977 года, Жеглов все еще выглядит как в книге. «Прицела» на 39-летнего приземистого Высоцкого не видно. Возможно, Вайнеры и Говорухин все же оставляли себе пути к отступлению. К счастью, за Высоцкого замолвили слово консультанты картины — генерал-лейтенант , в то время заместитель министра МВД СССР, и Вадим Самохвалов, начальник штаба МВД СССР.
В кинопробах на роль Жеглова Говорухин задействовал как минимум еще четверых человек. Один из них, , директор Дома культуры из Жданова (ныне Мариуполь), вспоминал, что режиссер предупредил его:
— Шансов у тебя никаких, это роль Высоцкого. Просто нужен конкурс. Кинопробы показали, что лучше Высоцкого кандидатов нет.
«НУЖЕН БЫЛ ИНТЕЛЛИГЕНТ»
Выбор актера на роль Шарапова проходил более драматично. По книге, он ушел в армию «мальчишкой» (в 1945 году ему около 22 лет), при этом на войне командовал разведротой, 42 раза ходил за линию фронта и притащил на плече не одного «языка». Говорухин хотел пригласить Николая Губенко, но Высоцкий возразил: «Мы с ним будем мазать одной краской».
— Действительно, это был Шарапов под стать Высоцкому, сам с некоторой приблатненностью и хитростью, — объяснял много лет спустя Говорухин правоту своего друга. — А нужен был интеллигент.
Тогда Говорухин предложил 27-летнего . Увидев пробы, Вайнеры схватились за головы: в Конкине не было ни внешней, ни внутренней силы, которой должен был обладать их герой. На роль пробовались еще как минимум восемь кандидатов. В конце концов, Вайнеры махнули рукой, но из-за обиды сняли свою фамилию из титров (потом, правда, передумали и оплатили съемку новых титров).
При монтаже фильм слегка сократили. Убрали пролог — сцену из фронтового прошлого Шарапова, в которой они с Левченко совершали вылазку за «языком». Она убила бы интригу в сцене в бандитском логове: выдала бы, что они с Левченко знакомы.
Сокращены были и внутренние монологи Шарапова. У Вайнеров рассказчик был одновременно и судьей своему неразборчивому в средствах начальнику. В фильме эта категоричность затушевалась. Жеглов, очеловеченный и оправданный невероятной харизмой Высоцкого, встал как минимум вровень со своим напарником. А в чьих-то глазах и выше.
Орден за спасение поезда
После выхода «Места встречи…» Высоцкий хотел сыграть Жеглова еще раз. Первый заместитель начальника главного следственного управления МВД генерал-майор помог поэту попасть в архив МВД. Там Высоцкий откопал сюжет, который мог послужить приквелом (предисловием) к истории, рассказанной в «Месте встречи…» В сериале у Жеглова орден Красной Звезды. Таким же орденом наградили одного капитана столичной милиции, который в 1942 году отбивал атаку бандитов на эшелон с продуктами, присланный в голодную Москву из Свердловска. Сидя в кабинете Илларионова, Высоцкий фантазировал, что фильм мог бы начаться со сцены на Преображенском кладбище, где обычно хоронят ветеранов.
— Представим себе снежную зиму, — говорил Высоцкий, чертя воздух дымящейся сигаретой. — Наше время. Кого-то хоронят. Старики медленно идут к выходу. Один случайно оступился и смахнул снег с маленького обелиска. На фаянсовом овале — мой портрет во френче со стоячим воротником… Надпись: «Капитан Жеглов. Погиб при исполнении служебных обязанностей». Старики тихо беседуют между собой: кто такой капитан Жеглов? Никто не помнит…
Высоцкий продумал и один из эпизодов в сцене обороны поезда. Один из подчиненных капитана не выдерживает и вскрывает штыком банку с тушенкой.
— Гад, что ты делаешь! — кричит ему Жеглов. — В Москве от голода умирают старики и дети!
25 июля 1980 года Высоцкий умер. Но Вайнеры еще как минимум полтора десятилетия заявляли, что собираются написать сценарий к продолжению «Места встречи…» Жеглов должен погибнуть в начале фильма, подставленный кем-то из сотрудников МУРа (эти кадры предполагалось собрать из обрезков, оставшихся при монтаже сериала 1979 года), а Шарапов будет расследовать его смерть. Но постепенно они перестали говорить об этой идее: видимо, поняли, что дважды в одну реку не войдешь.
А Шарапов, став героем еще пяти повестей Вайнеров, смог появиться на экране еще не раз: в «Лекарстве против страха» (1978), «Гонках по вертикали» (1983), «Визите к Минотавру» (1987) и в сериале «Следователь Тихонов» (2016). Везде его роль играли разные актеры.
ПРОВЕРКА СЛУХА
В 2004 году 73-летний Аркадий Вайнер рассказывал в одном интервью: «Одежду для своего героя Высоцкий выбирал на костюмерном складе Одесской киностудии с художником по костюмам Акимовой.
Неизбежные для второй половины 1940-х годов элементы военной формы: галифе, сапоги. А еще пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску. Примерно так был одет киногерой в одном из фильмов, который очень нравился Володе».
Однако ни в одном из восьми фильмов, в которых снялся Аль Пачино до 1978 года, у его героя нет похожего костюма. Впрочем, есть фильм , где его герой одет почти по-жегловски (светлая рубашка с распахнутым воротом и пиджак в тонкую полоску, только без джемпера). Но он не имел шансов вдохновить Высоцкого, потому что вышел… в 1983 году, через три года после его смерти. Возможно, Вайнер, увидев «Лицо со шрамом», задним числом отметил сходство одежды героев и невольно приписал Высоцкому собственные мысли (не зная последовательности выхода фильмов или забыв о ней).
КИНОЛЯП
В 2012 году вышел фантастический сериал «Обратная сторона Луны» (режиссер ), в котором современный полицейский Соловьев () переносится в лето 1979 года и начинает работать милиционером. В четвертой серии он, увязавшись за вором Окунем (Василий Ницко), попадает на домашний концерт Высоцкого (Артур Федорович). Там Соловьев, не привлекая внимания компании, заставляет Окуня уйти с ним. «Ну дай еще немного посидеть, начальник», — просит Окунь. «Вор должен сидеть в тюрьме!» — шипит Соловьев. Реплика доносится до ушей Высоцкого, тот реагирует: «Хорошо сказал, парень! Я запомню». На самом деле «Место встречи…», в котором Жеглов произносит эту фразу, к лету 1979 года давно было снято. И фраза (в варианте «Важно только, чтобы вор был в тюрьме») была еще в повести Вайнеров.
Видео дня. Как выглядела в молодости Татьяна Орлова
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео