«Место встречи изменить нельзя»: культовому фильму - 40 лет
Первый показ ленты, состоявшийся 11 ноября 1979 года, приурочили ко Дню милиции. 40 лет исполнилось легендарному фильму «Место встречи изменить нельзя». Премьерный показ «Места встречи…» приурочили ко Дню милиции. Многосерийный фильм показывали по Центральному телевидению с 11 по 15 ноября 1979 года. Десятки фраз Жеглова и Шарапова моментально ушли в народ, а картина Станислава Говорухина получила главную награду - признание зрителя на все времена. В образе Жеглова Говорухин видел только Высоцкого. Сам актер тоже стремился, как он говорил, «застолбить Жеглова». А вот авторы сценария, братья Вайнер, пришли к этому не сразу. Георгий Вайнер рассказывает об этом на уникальной аудиозаписи, датированной 1983 годом. «Очень отличительная черта его была - замечательная справедливость. Справедливость, вместе с душевной чистотой. Жора по-моему спросил его, ну а Николай Губенко чем это хуже тебя сыграет Жеглова. Он задумался уже дальше. Потом сказал: "Да, об этом я не подумал. Коля лучше меня сыграет", - сказал он. Помолчал, помолчал. Потом хитро на нас покосился и сказал: "Да вам то лучше не надо, вам надо. Вам надо, как я его сыграю"», - говорил Вайнер. И, конечно, тогда страна ждала, что Высоцкий исполнит в фильме свои песни. Но режиссер и сценаристы были против. Вот как об этом рассказывал сам актер. «Боюсь, что петь я там не буду, к сожалению. У нас теперь, знаете, есть такой антиснобизм своего рода. Что мол, дескать, а у меня Высоцкий не поет», - делился Владимир. «Эра милосердия» - рабочее название картины. Так называется и книга братьев Вайнер, по которой фильм снят. В самом сериале это словосочетание встречается единожды. Во время спора на кухне в коммуналке. Как признавался Говорухин, это единственная сцена, которую снимали без удовольствия. Потому что он, как и Жеглов с Шараповым, в «эру милосердия» не верили. Василий Купцов - один из тех, кто уже работал в уголовном розыске, когда фильм вышел на экраны. Рассказывает, картина стала настоящим оперативным учебником для сотрудников. А в образах Жеглова и Шарапова узнавали своих. «Корнеев именно был таковым. Жеглов писался с его образа. Писался этой жесткостью. Он всегда говорил: "Вор должен сидеть в тюрьме!". Это его слова», - поделился со «Звездой» бывший начальник московского уголовного розыска. Павильонные сцены снимали на Одесской киностудии. Натурные - в Москве. Экстремальных моментов во время съемок было не мало. И стрельба из окна автомобиля во время погони, в которой играл сам Высоцкий, и момент падения бандитского грузовика в реку. Перед съемками пригласили автогонщиков, чтобы они оценили, насколько опасен этот трюк. И они сказали, что скорее всего никто не выживет. Тем не менее на его съемки решились. Каскадер Владимир Жариков дублировал тогда Фокса в машине. «Некоторое время с моей стороны заклинило дверь, а я должен был выйти со стороны пассажира, вот я пытался биться плечом об эту дверь, у меня ничего не получалось», - вспоминает Жариков. Прошло уже 40 лет с момента выхода картины, но надо постараться, чтобы найти в России человека, который не помнил бы знаменитые фразы муровцев и бандитов из «Места встречи изменить нельзя».