Москва — Рим: 5 фильмов, снятых в Вечном городе
Рим, 1980-е. Кажется, совсем недавно были эти «свинцовые годы» и Вечный город терроризировала Банда делла Мальяна — мафиозная группировка из пригорода под названием Мальяна. Несколько уголовников позавидовали славе сицилийской и неаполитанской мафий — и понеслось. Но итальянцы на то и итальянцы, что умеют смеяться даже над такими страницами своей истории. Комедия «Однажды в Риме», которая открывает VI Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, — именно о тех временах: герои Марко Джаллини и Эдоардо Лео волей судьбы переносятся в позапрошлое десятилетие и учатся выживать в бандитском Риме. В каких еще фильмах Рим предстает с необычной стороны? Надмирный город Хотя в «Великой красоте» Паоло Соррентино мы и видим знакомые открыточные достопримечательности Рима, они удивляют как впервые — без завесы туристической суеты, как будто в том виде, который задумали когда-то боги. Картина, получившая «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, рассказывает о 65-летнем писателе Джеппе Гамбарделле, который проводит дни и ночи в окружении римской богемы. В окружении, но не соучастии. Вместе с ним мы становимся будто сторонними наблюдателями мимолетности на фоне вечности: с первого же кадра, в котором турист умирает на фоне величественного фонтана Аква-Паола. Великая красота обнажается перед нами в своем первозданном виде: вместе с Джепом мы выходим на балкон и любуемся Колизеем, пьем воду из фонтана на Авентине, наблюдаем за перформансом в парке акведуков и за фокусами в термах Каракаллы, прогуливаемся по площади Навона, замираем в философской позе у статуи Марфорио. На фоне плотских аристократических излишеств Соррентино удалось показать не тронутый ничем земным Рим, Рим-мираж, в то же время единственно настоящий. Рим на вкус Фильм Райана Мерфи «Ешь, молись, люби» по одноименной книге Элизабет Гилберт приводит героиню Джулии Робертс в столицу Италии — чтобы вернуть вкус к жизни. Пожалуй, здесь изображен самый привычный нам Рим — в нем много открыточной красоты и… еды. Лиз селится в квартире близ Пьяцца-дель-Пополо, и начинается ее вкусовое путешествие: вместе с монахинями она ест мороженое на лавочке у церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне, потом пробует мороженое San Crispino у фонтана Треви, обедает в Osteria dell’Antiquario, в Antico Caffè della Pace (где снимал сцену из «Римских приключений» и Вуди Аллен) и ресторане Santa Lucia близ Пьяцца-Навона, в пяти минутах от которой покупала спаржу. Земной Рим, полный вкусов, цветов и ароматов, столь же прекрасный, как и Рим Соррентино. Но есть в Риме места и районы, на фоне которых сложно представить дольче виту. Перекресток миров Пьяцца-Витторио, главная героиня одноименного документального фильма Абеля Феррары, — все еще центр, но колорит уже совсем другой. Площадь Виктора Эммануила II, первого короля единой Италии, была построена в 1882 году прямо на руинах III века. До 90-х годов прошлого века здесь был шумный рынок, где продавали все на свете — от артишоков до запчастей для велосипедов (это можно увидеть в культовом фильме Витторио де Сики «Похитители велосипедов»). Уже тогда на площади водились удивительные персонажи всех мастей, которые придумали даже свой фольклор. Сейчас рынка здесь нет, но ввиду близости к вокзалу Термини площадь все так же представляет собой перекресток миров. Абель Феррара, американский режиссер и клипмейкер, переехавший из Нью-Йорка в Рим, крупными мазками создал яркий портрет самой большой площади Вечного города. Он побеседовал с африканскими музыкантами, китайскими барменами и мигрантами из Восточной Европы, бездомными, художниками, членами правого движения CasaPound Italia, с режиссером Маттео Гарроне, своим другом-актером Уиллемом Дефо, который и сам живет в Риме (его жена — итальянка). У каждого героя свое мнение о переменах, которые происходят в мире. На фоне незыблемой римской красоты они особенно заметны. Любовь и табу новых итальянцев Продвигаемся дальше — в районы, которые нечасто увидишь на экране и еще реже — в путеводителе. Романтическая комедия «Итальянец» (в оригинале Bangla — бангладешец) рассказывает историю Фаима, молодого мусульманина бенгальского происхождения, который живет со своей семьей в Торпиньяттаре (Tor Pignattara), многонациональном районе Рима, и в свободное время играет в группе. На одном из концертов он знакомится с безбашенной итальянкой Азией. Между ними сразу вспыхивает чувство, и теперь Фаим должен понять, как примирить свои желания с самым неприкосновенным правилом ислама: никакого секса до свадьбы. Сюжет основан на личной истории режиссера: Фаим Буийан — итальянец во втором поколении, мусульманин, живущий в мире, далеком от заповедей ислама, особенно в том, что касается отношений. Он рассказывает о себе честно и с самоиронией, напоминая молодого Нанни Моретти. Все это — на фоне красочного, шумного и пахнущего как все кухни мира района Торпиньяттаре, где на самом деле живет Фаим и куда не заглядывают туристы. Но это может измениться: фильм получил итальянский «Золотой глобус» в категории «Лучший дебют» и был назван лучшей итальянской комедией 2019 года, так что любопытствующих в Торпиньяттаре прибавится. Везет тому, кто сам везет Живут в мигрантских районах и сами итальянцы. Мелодрама «Везучая» Серджо Кастеллито рассказывает о молодой римлянке по имени Фортуната (собственно, «везучая» с итальянского), что поначалу не очень соответствует реальному положению вещей: она в одиночку воспитывает маленькую дочь от неудачного брака и работает парикмахершей «по вызову», в то время как мечта о своем салоне красоты кажется несбыточной. Ее борьба за счастье и любовь разворачивается на фоне той самой Торпиньяттары. Парк Сангалли, акведук Алессандрино, церковь Сан-Феличе и яркие граффити повсюду — таков фон. Режиссер Серджо Кастеллитто родился неподалеку, на площади перед церковью Сан-Феличе делал первые шаги — и вернулся сюда, чтобы снять историю обретения себя. Помимо секс-символа итальянского кино Стефано Аккорси и Жасмин Тринки, чья роль здесь была названа лучшей в рамках программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, героями стали населяющие район мигранты — китайцы, бангладешцы, индийцы. Объявления о поиске актеров расклеивали прямо по району, а кто-то присоединялся с ходу, когда видел, что на улице идут съемки. Получился захватывающий мультикультурный праздник на экране. Такой Рим тоже полон Великой красоты — хотя дух Древнего Рима и прячется за урбанистическим фасадом 50-х и 60-х годов, на первый план выступает красота человеческих судеб. 16 ноября на VI Российско-итальянском кинофестивале RIFF — День Рима, где Вечный город откроется с новой стороны. Фестиваль пройдет с 12 по 24 ноября в киноцентре «Октябрь». По ссылке можно узнать о программе подробнее. Читайте также: Гид по новому итальянскому кино