Знаменитый советский актер Пётр Алейников любил отдыхать в Николо-Архангельском
Доподлинно неизвестно, была ли здесь у Алейникова собственная дача или он наезжал сюда гостить. Но у нас есть повод вспомнить о чудесном человеке и актёре. Пётр Мартынович Алейников в 30-е годы был, пожалуй, одним из «трёх богатырей» отечественного кино наряду с Николаем Крючковым и Борисом Андреевым. Всех троих накрыла несказанная слава после фильма «Трактористы». На съёмках они сдружились и были верны этой дружбе до конца своих дней… Алейников, покоривший своим обаянием всю страну, родился в 1914 году в деревне Кривель Любиничской волости Горецкого уезда Могилёвской губернии. Поныне там находится музей актера, ежегодно проводятся дни его памяти. Он был третьим, самым младшим ребёнком в бедной крестьянской семье, были ещё сестра Катерина и брат Николай. В 1920 году, когда Петру Алейникову было шесть лет, умер его отец: сплавляя лес по Днепру, он упал в холодную воду и сильно простудился, помощи ему оказать никто не сумел. Мать троих детей вытянуть не могла, и Петя Алейников, поработав подпаском у богатого дяди Анисима, пошёл попрошайничать. Его «выловили комсомольцы» и определили в Шкловскую школу-интернат, где местный киномеханик обучил мальчика своему ремеслу, невольно привив тем самым страсть к кино и желание стать артистом. Вскоре ему пришлось защищать собственную мать от насильника. Защищать…топором. Следствием стало пребывание в детской трудовой колонии, где, кстати, был драмкружок. Затем – Могилёвская детская коммуна, в которой Алейников создаёт драмкружок сам. Получив добротное среднее образование и массу практических навыков, необходимых в жизни каждому мужчине, в 1931 году парень получает направление в техникум, сейчас — Институт сценических искусств в Ленинграде. Алейников попадает на отделение кино, которое в том году возглавил недавний студент ФЭКСА (Фабрика эксцентричного актера) Сергей Герасимов. Есть еще версия, что путёвку в большую театральную жизнь выдал Петру Мартыновичу сам Сергей Киров, который присутствовал на одном из спектаклей «алейниковского» драмкружка. Первый кинодебют был эпизодическим, произошёл он в 1932 году в фильме «Встречный». В тот год Пётр Алейников узнал о гибели брата и сестры. Череда эпизодических ролей, начавшаяся ещё в студенчестве, завершается приходом всесоюзной славы в 1936 году, после фильма Герасимова «Семеро смелых». Его поварёнок Петька Молибога стал родным и близким для миллионов, настоящим народным героем. Пошла череда фильмов, среди которых и были «Трактористы» (1939) со знаменитой проходкой Алейникова-Савки под «Здравствуй, милая моя, я тебя дождался…» — сценой и ныне популярной в интернете, судя по количеству просмотров и трансляций. Однако самым знаменитым в карьере Алейникова, без сомнения, стал фильм «Большая жизнь» (1-я серия). В прокате 1940 года он занял шестое место, собрав18,6 млн зрителей. После него Алейникова иначе, чем Ваня Курский, никто уже не называл. Даже реальный донецкий шахтёр Ваня Курихин, с которого Алейников «лепил» образ своего героя, сменил фамилию на Курский! В 1940 году Алейников впервые снялся в сказке — режиссер Александр Роу поставил фильм «Конёк-Горбунок». Алейникову досталась в нём центральная роль — Иванушки. В этом же фильме с ним сыграли его жена Валентина, с которой он познакомился на «Ленфильме», где девушка работала скромной монтажницей, и их маленький сынишка Тарас. В 1944-м актёр сыграл главную роль в фильме «Небо Москвы» и роль Ильина в фильме «Во имя Родины», за которую получил орден «Знак Почёта». Однако феерический успех в довоенных фильмах сыграл с Алейниковым злую шутку: иначе как Савку из «Трактористов» и Ваню Курского, который «вышел в степь донецкую», зрители его не воспринимали. Даже несомненно филигранная работа в фильме «Глинка», где Алейников сыграл небольшую, но психологически сложную роль Пушкина, дело не поправила: бакенбарды не могли скрыть от массового зрителя всё того же Ваню Курского из «Большой жизни». Были ещё удачи, но уже эпизодические. Невостребованность привела к алкоголю. Алкоголь — к болезням и тяжёлым операциям. Многие годы Алейников был кумиром советских кинозрителей. Как написал позднее критик А. Бернштейн: «Алейников на экране сразу же завораживал публику, которая полюбила актёра прежде всего за его природное, Богом данное обаяние. Его поведение перед камерой, его игра во многом определялись не тонким расчётом, а большой художественной интуицией, жизненной энергией, юмором, иронией, озорством. Он был в кино своеобразным вариантом Василия Тёркина, добродушного, весёлого, обаятельного героя «себе на уме», с хитроватой усмешкой, презрением к чиновникам, хапугам, трусам и с непредсказуемым движением чувств». Уникальность Алейникова в том, что даже сейчас его герои вызывают у зрителей огромную симпатию, он кумир вне времени, что не каждому артисту по силам. В 1967 году, уже после кончины актёра, вышел последний фильм с участием Алейникова – «Утоление жажды» режиссера Булата Мансурова, в котором он снимался вместе с дочерью Ариной, ставшей актрисой. Кстати, есть трогательный документальный фильм, где повзрослевшая дочь пытается понять, каким был отец, разговаривая со знаменитыми актёрами, которые с ним в своё время работали. На съёмках «Утоления жажды» в туркменской пустыне (при том что Алейников почти не снимался до этого несколько лет) строители Каракумского канала за ним буквально охотились. Нанимали вертолёт и кружили над съёмочной площадкой, чтобы, завидев своего любимца, умыкнуть с ним в город и угостить от полноты чувств в местном ресторане. За роль старого рабочего Марютина Алейникову присуждается специальный приз за лучшую мужскую роль года. Но награду актёр уже не получил. Он скончался 9 июня 1965 года в Москве, не дожив месяц до 51-летия. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Свое место, положенное как народному артисту СССР, друг Алейникова Борис Андреев заставил власти Москвы отдать Петру Мартыновичу, которого считал первым народным не по званию, а по сути. «Значит так, — прогремел Андреев, — официально требую: положите Петьку в мою могилу на Новодевичьем! А меня уж — хоть под забором!..» В результате Алейников был похоронен на Новодевичьем кладбище, а Андреев через 17 лет — на Ваганьковском. После Алейникова столь человечный, открытый, ранимый и обаятельный, подлинно народный артист появится через многие годы. Это будет Василий Шукшин.