Владимир Грамматиков: В детском кино сейчас царит нищета

В этом году правительство решило дать 1 миллиард рублей Фонду кино для поддержки детских и семейных фильмов. А толку! Ситуацию с детскими фильмами специалисты оценивают как коматозную. – В детском кино последние 25 лет царит нищета, – рассказал «Собеседнику» мастер детского кинематографа режиссер Владимир Грамматиков. – Что-то, конечно, снимается, но фильмов, которые представляли бы интерес для семейного похода в кино, нет. Ну да, снимаются какие-то школьные убогие истории, но это все печально. Да и уровень жестокости в нашем детском и подростковом кино растет. Первое, что нужно, по мнению Владимира Александровича, «это чтобы государство полностью, стопроцентно финансировало детское и семейное кино». Полностью – это, конечно, прекрасные мечты, но все же какие-то деньги государство на детские фильмы дает (вот миллиард подкинуло). Другой вопрос, как и на что эти деньги тратятся. Кино, которое никто не видел Сегодня распределением госденег на кинопроекты занимается Фонд кино, исполнительным директором которого недавно был назначен Вячеслав Тельнов. Три года назад г-н Тельнов, будучи директором департамента кинематографии Министерства культуры, говорил, что кино для детей потеряно как жанр. И тогда же министр культуры Мединский публично пообещал давать на детские картины четверть суммы господдержки всего отечественного кинематографа. Это примерно 2 миллиарда. Через некоторое время Вячеслав Тельнов высказывает уже другое мнение: с детским кино, мол, полный порядок. Лично у него-то, может, и порядок. Тельнов – член экспертного совета, который решает, на какое кино давать деньги, и экспертный совет часто давал их на проекты, которые сам Тельнов и продюсировал. Однако его фильмы «День зверя», «Крылья» и «Дар» в прокат так и не вышли. А картина «Лимузин» вообще не была снята, хотя субсидию получила. И таких «потерянных» проектов много. Например, в 2014 году 1,6 млн долларов дали фильму «И я там был» (продюсер Леонид Биц), который никто так и не увидел. Деньги в тумане, или Авгиевы конюшни госзаказа на кино Есть в производстве детского кино и еще более предприимчивые деятели. Например, член Союза кинематографистов и член экспертного совета при Минкультуры Елена Борисова. Она в 2011-м основала свою кинокомпанию «Ленкино» (а потом и еще несколько компаний) и за семь лет получила от Минкульта целых полмиллиарда рублей на 18 фильмов. Ни одного сколько-нибудь заметного не получилось, зато Борисова купила дом в США. Кинокомпания «Рок» Алексея Учителя в 2014 году получила 35 миллионов рублей на фильм «Сокровища Ермака», но через два года выяснилось, что эти деньги пошли на съемки другого фильма – «Позвоните Мышкину». Учителю предложили или вернуть деньги, или снять то, что было обещано. Тогда кинокомпания снимает еще один фильм, с прежним названием, он получает прокатное удостоверение, но ни один из двух этих фильмов так и не был в прокате. Только в интернете. И ничего. Нынешнему детскому кино очень далеко до популярности советских фильмов(кадр из фильма «Приключения Электроника») – Есть и еще одна сторона в этой проблеме, – объясняет Владимир Грамматиков. – Мы потеряли весь западный рынок. Наши фильмы – детское и семейное кино – не участвуют ни в каких фестивалях. И нам нужно туда возвращаться, потому что это означает продажи на западном кинорынке. – А как это сделать? – Когда в Минкульте проводится тендер на субсидии по детскому и семейному кино, нужно учредить номинацию «фестивальный фильм». 10–15 номинантов на фестивальное кино, думаю, набралось бы. Раньше, в 60–70-е годы, наши сказки покупали 12–14 стран. Сейчас даже такой более-менее популярный у нас фильм, как «Частное пионерское», уже абсолютно непонятен ни французам, ни испанцам – никому. Значит, нужно специально делать детское фестивальное кино – например красивые сказки с русской зимой, с нашим колоритом. Нам необходимо это делать, потому что нужно возвращать наше детское кино на фестивальные рынки. Так-то оно так, но странно заботиться об экспорте российских детских фильмов, когда мы сами их не видим – они ложатся на полку и не появляются в отечественном прокате. – Если в целом, то детские фильмы, получившие господдержку в последние годы, можно объединить одним словом – мрак! – припечатывает Грамматиков. – Еще одна большая проблема наших детских фильмов – очень плохие сценарии. Поэтому их и в прокат не берут. Прокатчикам это просто неинтересно. Может, прокатные копии многих фильмов даже не печатаются. Заранее ясно, что продукция такого уровня киносетям неинтересна. И телевидению тоже. Да, каюсь, мы с Роланом Быковым, помню, бегали и в Думу, и в Совет Федерации, кричали, что на детском телевидении не должно быть рекламы. Но мы были невежественны, мы не знали, что межпрограммная реклама везде существует. Все сникерсы и зубные пасты могут прекрасно крутиться между передачами или фильмами. Рекламу нельзя ставить только внутри детской передачи. Ну а теперь, может, уже и не нужно возвращать детское вещание на НТВ, например. Но что касается интернета – вот этим нужно заниматься очень плотно и серьезно! Детские передачи и фильмы должны представлять интерес для владельцев интернет-платформ. Особенно важно, чтобы в интернете транслировались подростковые программы. Это крайне необходимо. Чтобы там были полемика и обсуждения именно острых подростковых вопросов. Потому что на телевидении этого – ноль. Там вообще нет подростковых передач. Телеканал «Карусель» справляется со своими задачами для совсем детской аудитории, но ведь надо и для возрастной группы от 11 до 16 что-то делать. И все прекрасно понимают, что сейчас телевидение уже не так важно, как интернет. Дума и правительство должны позаботиться о том, чтобы владельцам интернет-ресурсов было выгодно и интересно развивать у себя программы для детей и подростков. Если этим не озаботиться – будут большие проблемы. Прямая речь Ситуацию с детским кинематографом «Собеседнику» прокомментировал гендиректор студии «Мосфильм» Карен Шахназаров: – Сложную нашу проблему с детским кино нужно решать комплексно. В советское время этим занимались серьезно, и тогда действительно удалось создать индустрию детского кино. Главная сегодняшняя проблема – нет хороших кадров. Их надо воспитать. Можно сейчас дать хоть 100 миллиардов, но если некому работать в этой области, то деньги будут профуканы. Сценарист детского кино – это, на мой взгляд, отдельная профессия. Детское кино не каждый может делать – я, например, не могу, хотя и опытный режиссер. Тут нужна не только любовь, но и хорошие стимулы, потому что детское кино не очень-то котируется в среде кинематографистов. На фестивали детское кино не берут, критика его не замечает. Ну и что толку тогда от него? Люди-то у нас все с амбициями. В советское время хоть премии были, и студия им. Горького была заточена на детское кино. Но сегодня она давно уже никакого отношения к нему не имеет. Плюс еще несовершенная организация, а это вообще принципиальная проблема нашего кинематографа – и взрослого, и детского. Весь российский кинематограф сидит ровно между двумя системами – советской, когда государство было продюсером и контролировало процесс, и западной, со свободным рынком и без субсидий, когда государство помогает только с организацией процесса, но не более, оно не участвует в финансировании. Мы посередине – оттуда ушли и сюда не пришли. А между двумя стульями, как известно, не бывает хорошо. Карен Шахназаров * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №43-2019 под заголовком «Детям до 16 лет смотреть... нечего».

Владимир Грамматиков: В детском кино сейчас царит нищета
© ИД "Собеседник"