Фестиваль фильмов стран СНГ вернулся в столицу
Фестиваль «Московская премьера» вернулся в столицу, возродившись при этом в новом качестве: киносмотр стал конкурсным, причем для фильмов, снятых в странах СНГ. Кинофестиваль проходит при поддержке Фонда культурных и кинематографических инициатив «Два Андрея» и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. Ранее «Московская премьера» проводилась с 2003 по 2014 год, а президентом смотра был актер Алексей Баталов. Потом были несколько лет перерыва, и вот фестиваль возродился, став конкурсным. Конкурса целых два: полнометражного кино и короткометражного. В рамках конкурсной программы короткометражного кино жители и гости Москвы посмотрели лучшее, что было снято у наших ближайших друзей и соседей за последний год, в том числе хиты крупных международных смотров. — Необходимо отслеживать, что происходит в кинематографиях стран, с которыми мы граничим, — рассказал «Вечерке» куратор конкурса полнометражных фильмов, редактор журнала «Искусство кино » Евгений Майзель. — Кино там меняется, отходит от советской модели. В Москве, несмотря на большое количество тематических недель национального кино, ощутимо не хватало смотра, который бы как раз отслеживал фильмы на всем постсоветском пространстве и представлял срез лучшего, что там снимается. В этом году нам удалось собрать большое количество картин — лауреатов больших кинофестивалей. Это режиссеры нового поколения, которые показывают в своих работах реалии жизни родной страны, но при этом отражают и тенденции мирового кинематографа. В программе были представлены картины из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Узбекистана, Украины, Таджикистана, а также Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии. Режиссеры, актеры и продюсеры приехали в российскую столицу, чтобы лично представить свои работы зрителю. Открывал же «Московскую премьеру» новый фильм режиссера Алексея Федорченко, снявшего трогательную картину «Война Анны», поднимающую тему войны глазами ребенка. Новая работа Федорченко — документальная комедия «Кино эпохи перемен» — о том, как в 1990-е годы снималось кино в России. Интересен этот эксперимент не только людям из индустрии, но и всем поклонникам нашего кино. Федорченко совместил краткий экскурс в историю новейшего российского кинематографа с известными байками и мифами. Также в рамках «Московской премьеры» почтили память Киры Муратовой. Проходил вечер памяти режиссера в Музее Владимира Высоцкого, в свое время посвятившего Муратовой песню. — Работы Муратовой оставили уникальный портрет того времени и людей того времени, — отметил киновед, художественный руководитель «Московской премьеры» Вячеслав Шмыров. — Только она позволяла себе погружаться в такие человеческие бездны и основы, в какие никто до нее даже не пытался заглянуть. Также в рамках кинофестиваля состоялась премьера одного из самых громких дебютов текущего года — черной комедии «Котел» режиссера Евы Басс (она же — соавтор сценария и сопродюсер картины). Главную роль исполнил Александр Кузнецов. До этого Кузнецов отметился в уже нашумевшем дебюте «Люби их всех» и драме «Большая поэзия», которые вышли в широкий прокат. Фактически актер становится лицом новейшей волны российской режиссуры. Неслучайно именно он играл и в драме Александра Горчилина «Кислота», которую критика определила как манифест поколения. «Котел» продолжает тенденцию молодых режиссеров рассказывать «о себе» — о поколении людей, которым сейчас плюс-минус 20 лет. Герои фильма живут в одном из подмосковных городов и пытаются найти свои жизненные цели. Получается не очень — на старшее поколение ориентироваться желания и смысла нет, а свои найти сложно. Жюри полнометражного конкурса под председательством лауреата Государственной премии СССР, ученика Андрея Тарковского, оператора Арво Ихо из Эстонии присудило Гран-при драме совместного казахско-польско-норвежского производства «Река» режиссера Эмира Байгазина. Эта камерная драма посвящена жизни пяти братьев из далекого аула. Простая история с условным сюжетом, показывающая крупным планом маленького человека постсоветского периода. Если в больших городах жизнь несется стремительно, то в деревнях приметы времени минимальны, а у жителей совсем другие проблемы. В конкурсе короткометражного кино, который курировала отборщик известных фестивалей и сценарист Александра Жукова, победила грузинская картина «Плохие люди» режиссера Георгия Таварткиладзе. С этого года «Московская премьера» опять становится ежегодной и будет проводиться на нескольких площадках столицы. Читайте также: Более 1,5 тысяч жителей Подмосковья поучаствуют в Молочном форуме