На месте памятника на могиле "русского Диснея" остались обломки и труха
Минувшее лето стало последним для памятника режиссеру Александру Птушко на Новодевичьем кладбище. Деревянный шедевр рухнул, продержавшись менее двух десятилетий. Эпитет «великий» рядом с именем народного артиста СССР, режиссера Александра Лукича Птушко (1900–1973) можно ставить без всякой натяжки. Ведь на фильмах Птушко выросли поколения советских детей: «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Алые паруса», «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила». Птушко – не просто режиссер, он новатор в кино и мультипликации. Изобретатель в области комбинированных съемок, создатель первого в мире полнометражного кукольного мультфильма, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного фильма со стереозвуком. Во всем мире его знают как «русского Уолта Диснея». После его смерти в 1973 году у него на могиле почти три десятилетия лежала лишь скромная плита. Вроде как «Мосфильму» было недосуг, кризисы всякие. Или же новые герои не хотели делить славу с умершими. Вспоминали о могиле режиссера к круглым датам, к столетию со дня рождения, к 30-летию со дня смерти. Отметить бы надо. И появился на могиле сказочный памятник для настоящего сказочника! Вырезанный из дерева, в нем сплелись и сила природы, и фантазия художника, создавшего его. Это был перевернутый корень дуба, на стволе его «улыбалось» лицо мудрого старца. В корнях дуба – «голове старца, наполненной буйными мыслями творца» – находились сказочные персонажи: богатырь, вцепившийся в бороду колдуну и летящий с ним; солнце и месяц. В бороде сидел Буратино... К сожалению, памятник не простоял и двух десятков лет. Он разрушился этим летом. Сейчас на его месте торчат останки дерева, гнилая труха. Экскурсоводы говорят, что памятник давно заваливался набок... Время сильнее могучего дуба Деревянный шедевр создал художник Вячеслав Почечуев (1937–2002). Это он придумал для фильмов Птушко «изюминки» – огромную говорящую голову рыцаря, с которой сражается Руслан, сказочный лес, трон Черномора, убранство его дворца, идолов на поле брани... Среди киноработ Почечуева – машина времени из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию». Почечуев еще при жизни стал популярен. Чтобы иметь возможность больше работать с деревом, скульптор переехал из Москвы в деревню Сергеево Владимирской области. Там же он нашел и выкопал корневище могучего дуба, из которого создал надгробие для Птушко. Почечуев исполнил последнюю волю режиссера. Однажды Птушко обмолвился дочери, что если уж придется ей ставить памятник на его могиле, то он хотел бы, чтобы автором был Почечуев. Когда Александр Лукич умер, его дочь рассказала об этом Вячеславу. Тот сразу принялся за работу, но по непонятной причине памятник не забрали. Дуб простоял в огороде у Почечуева почти двадцать лет. А в 1999 году в деревне вспыхнул пожар, сгорел дом Почечуева, его работы, а вот памятник остался цел. И в 2003 году его установили на могиле Птушко. И вот финал – памятника не стало... Если рассуждать на обывательском уровне, то кажется, что ничего поделать нельзя. Дерево недолговечно. Но если посмотреть на печальную историю на государственном уровне? Ведь мы же сохраняем шедевры старинного деревянного зодчества, терема. Есть способы. А тут на Новодевичьем кладбище, которое является памятником федерального значения, стоял всего лишь ОДИН деревянный памятник. Если его не смогли законсервировать, можно было с него сделать копию? Почему нет? Москва – город, где собраны гигантские ресурсы, где самое большое количество художников и реставраторов России, а может, и мира. Кажется, что тем, кто там, наверху, отвечает за культуру в целом и должен был бы думать и о сохранении памяти о мастерах этой самой культуры, делать это вовсе ни к чему. Ну, подумаешь, режиссер. Ну, подумаешь, шедевр у него на могиле стоял… Одним больше, одним меньше. А ведь таких сюжетов и на Новодевичьем, и на других пафосных кладбищах предостаточно. Было, да быльем поросло. Чьи еще могилы позабыты-позаброшены Нонна Бодрова с 1958 года работала диктором Центрального телевидения СССР, первая ведущая информационной программы «Время». Много лет она была лицом «Первого канала», но могилка ее выглядит очень скромно. На ней лишь старый полуистлевший деревянный крест. К сожалению, дерево – очень недолговечный материал. Такой же старый крест стоит на могиле Павла Смеяна. Певец, композитор и артист Театра Ленком, озвучивший много фильмов. Он ушел в 2009-м. Говорят, что у него нет памятника, потому что сложно договориться с близкими. На Кунцевском кладбище уже много лет заваливается набок надгробие Ильи Гурина. Некому вспомнить сценариста и режиссера многих советских фильмов – «Дай лапу, Друг», «Россия молодая», «Гулящие люди». Очень плохо выглядит могилка Натальи Кустинской. Туда как будто бросили гранату, и памятник перекосило. Актрисы не стало в 2012-м. Пошли громкие имущественные споры. Нашлись люди, готовые поставить памятник бесплатно, но с родственниками так и не договорились. Возможно, не договорятся никогда. А ведь рядом с могилой актрисы могилы ее родителей и сына. Их памятники стоят как попало. Памятник ее сыну на боку. Тому самому мальчику, который снялся в роли Димы Сомова в фильме «Чучело». У него же были друзья, однокурсники, жив его родной отец. Непонятная ситуация.