Абиш Кекильбаев: кинолегенда продолжается - Неделя Казахстанского кино в Москве посвящена 80-летнему юбилею известного казахского писателя Абиша Кекильбаева
Авторы картин – молодые российские художники – смогли передать очарование исторической драмы, написанной казахским классиком, стилистику Востока и Азии. Мог ли когда-нибудь сам писатель подумать, что за тысячи километров от его дома оживут придуманные им образы? И не только на картинах, но и на экране. Неделя казахстанского кино стартовала с фильма, который начинал сниматься еще при жизни писателя, по его повести-притчи «Колодец». Мы знаем, что Абиш Кекильбаев был удивительно разносторонним человеком. Человеком-загадкой. Писателем, журналистом, государственным деятелем, занимавшим высокие посты во время СССР, и в уже суверенном Казахстане. Надо отдать должное всем, кто организовал Неделю казахстанского кино, особенно, Посольству Республики Казахстан в РФ и его главе Имангали Тасмагамбетову за интересную и необычную презентацию творчества писателя. В СССР Абиш Кекильбаев был очень любим и известен, его произведения издавались сотнями тысяч экземпляров. Романы «Конец легенды», «Плеяды – созвездие надежды», «Всполохи», повести «Баллада забытых лет», «Колодец», «Хатынгольская баллада», «Состязание» и многие другие были узнаваемы и читаемы без всяких специальных указаний идеологических отделов. Просто Абиш Кекильбаев – художник мощный, интересный, с собственным видением мира и истории, самородок Великой степи. Поэтому так важно возвращать в Россию эти литературные имена. Лучше всего сделать это с помощью кино. Кстати, Абиш Кекильбаев много сотрудничал со студией «Казахфильм», был главным редактором сценарной коллегии, при его участии были созданы многие до сих пор известные фильмы, такие, как «Серый Лютый», «Транссибирский экспресс» и многие другие. Фильм «Шынырау» по повести Абиша Кекильбаева «Колодец», которым открыли Неделю казахстанского кино, еще не вышел на экраны. Это его московская премьера, и даже молодой актер Асылхан Толепов, играющий одну из главных ролей, приехавший представлять фильм к нам, увидел его готовым впервые здесь. Интересна будет реакция международных критиков – этот фильм явно станет событием. Кстати, его ждут на международных кинофестивалях, и он уже получил Гран-при за лучшую операторскую работу на фестивале в Дакке в начале 2019 года. Сам писатель, к несчастью, до премьеры не дожил. А вот творчество Абиша Кекильбаева будет справлять еще не один юбилей. Как сказал Имангали Тасмагамбетов - «Его личность имеет особое значение для нашего народа, и его имя неразрывно связано с духовным возрождением современного Казахстана. Он внес особый вклад не только в литературное наследие страны, но и остался в памяти как глубокий мыслитель и высокий ориентир духовно-нравственного развития». Стоит отметить, что сюжеты произведений Кекильбаева интересны далеко не только для Казахстана, безусловно, он – писатель мирового уровня. Сюжет фильма, как и повесть «Колодец» пересказывать бессмысленно – нужно смотреть . Как сказал, представлявший картину президент «Казахфильма» Арман Асенов, - «Эта кинопритча - история о Мангыстау, края, где вода дороже, чем нефть стоит. И людей, которые умеют находить воду, копать колодцы очень уважают». Вот про такого человека – повесть и фильм. Благодаря высококлассной операторской работе и игре актеров – его понимаешь без перевода. И, надо полагать, что отбор всех фильмов для Недели казахстанского кино в Москве был сделан максимально жестко – они, невзирая на разность жанров, должны быть достойны имени такого классика, как Абиш Кекильбаев. Поэтому берем на заметку все фильмы программы: «Амре», «Лифт», «Сваты», «Каникулы офф-лайн», «Дорога к матери», «Регистратор», «Томирис». Казахстанское кино – это уже серьезный «бренд». Вообще, исторические фильмы для современного кинематографа Казахстана стали той планкой, которой определяется сам уровень развития кино в стране. Студия «Казахфильм», как сказал ее президент Арман Асенов, ориентирована на создание таких фильмов. Это понятно – у «Казахфильма», чей расцвет начался в годы Великой Отечественной войны, когда в Алма-Ату приехали работать лучшие советские кинематографисты, есть опыт, реквизит, желание, понимание важности миссии. Так что ждем от «Казахфильма» не меньше, чем шедевров. Легенда продолжается… Фото В.Савельева, Ю.Красавина