К картине «Большая поэзия» Александр Лунгин шел десять лет. Главные герои вернулись из Луганска, работают инкассаторами. На досуге ходят в поэтический кружок. Живут в Некрасовке — на юго-востоке Москвы, за МКАД. Нестандартная, но подходящая съемочная площадка для такой истории, считает режиссер Павел Лунгин. — Не везде встретишь 30-этажные дома, построенные вокруг помойки в полтора раза их выше. Это и есть Москва, теперь она такая. Этого почти не видно в кино. Бульвары, Садовое кольцо и Тверская отбрасывают непропорционально большую тень, но, насколько я понимаю, в одной Некрасовке живет людей не меньше, чем на всем Садовом кольце. — Большая поэзия — это, по сути, метафора поступка? — Конечно, это не про слова и не про рифмы. Это про другую сторону поэзии, по крайней мере, которую и ищет герой. — Как в картине появился Луганск? — Это соответствовало их возрасту и положению. Это не фильм об украинской войне, здесь нет никакой претензии, чтобы об этом говорить. В данной ситуации они служили в Луганске как контрабасы (военнослужащий-контрактник. — Business FM), а не как добровольцы. Десять лет назад, когда мы начали писать тот старый сценарий, они были в двухсотой дивизии в Таджикистане. Какая-то война для этих людей всегда находится. Леха — его играет Алексей Филимонов — нервный, поверхностный, но очень талантливый. Слушает рэп, погряз в долгах, делает ставки на петушиных боях. Второго героя — Виктора — играет Александр Кузнецов, которого хорошо знают после «Лета» Серебренникова и «Кислоты» Горчилина. Виктор, наоборот, тихий, глубокий, но поэт из него плохой. Кузнецову эта роль очень подходит. Некоторые упрекают фильм Лунгина в балабановщине. Напрасно, уверен кинокритик, автор Film.ru Ефим Гугнин. Ефим Гугнин кинокритик, автор Film.ru «Мне кажется, у нас с Балабановым просто принято сравнивать все, что касается так или иначе криминальной эстетики. Мне кажется, все-таки «Большая поэзия» Лунгина про других людей, про другую географию, про другое пространство. Думаю, «Большая поэзия» на весь этот социальный слой смотрит с новой оптикой, которая у нас в кино не особо встречалась. Фильм с очень приглушенными цветами. И герои точно такие же: очень простые и очень открытые, пытаются как-то свой серый быт уложить в поэзию». Критики говорят: «Большая поэзия» — по сути, первая российская кинематографическая попытка отчасти осмыслить так называемый луганский синдром. У украинцев есть «Донбасс» Лозницы, другой фильм — «Атлантида» Васяновича — в этом году выиграл в Венеции программу «Горизонты». «Большую поэзию» снимали при очень ограниченном бюджете. Но такой спартанский стиль идет фильму Лунгина, считает редактор сайта «Искусство кино» Алексей Филиппов. Алексей Филиппов редактор сайта «Искусство кино» «Очень конгениально тому, как он это сделал и о чем. «Большая поэзия» — это второй фильм Лунгина и первый фильм его как отдельного режиссера. По набору тем, по набору каких-то исторических точек мне кажется, что это закономерное движение его какой-то мысли. На мой взгляд, все-таки «Большая поэзия», несмотря на вещи, которые могут быть идеологически спорными, выглядит довольно цельной». На «Кинотавре» «Большая поэзия» завоевала две награды: за лучшую режиссуру и за лучшую мужскую роль в исполнении Александра Кузнецова.