Власти Москвы будут давать гранты за съемки кино в узнаваемых местах столицы
Финансовую поддержку кинематографистам собираются давать в зависимости от того, сколько по времени будут показывать общественные пространства Москвы, передает ТАСС. Для картин, которые возьмут призы на международных конкурсах и фестивалях, объем грантов увеличат вдвое. К кино, претендующему на грант от московских властей, предъявят ряд требований. Надо иметь прокатное удостоверение, показ в кинотеатрах или по ТВ должен быть в году, предшествующем году подачи заявки на грант или в этот же год. Главное: съемки надо проводить на хорошо узнаваемых и широко известных за пределами города общественных пространствах Москвы. А студия, которая делает проект, обязана быть зарегистрирована в России. То есть зарубежных кинематографистов мера вряд ли привлечет. А что думают российские? Режиссер театра и кино, продюсер Юрий Грымов считает, что система грантов может быть эффективной. Юрий Грымов режиссер театра и кино, продюсер «Помните прекрасные шестидесятые годы, семидесятые, когда Москва зафиксировалась на пленке этих фильмов — пересматривать и пересматривать. Случилось большое упущение, давно этого не делалось. Поэтому сегодня, если [появятся] эти новации по поводу финансирования, бонусов в виде грантов, чтобы все-таки появилась на экранах и зафиксировалась Москва двухтысячных, я считаю, это хорошо. Но система должна быть прозрачной, чтобы какой-нибудь чиновник не решал, а кто это, кому, сколько хронометраж». Снимать в сегодняшней Москве крайне неудобно. Необходимо состыковать графики участников процесса, согласовать процесс со всеми ведомствами. Если снимаете около дома, нужно уведомить собственников. Они могут воспротивиться. Жителей понять можно: тарахтящие машины, рации, крики. Но и киношникам надо как-то работать. Еще сложнее на московских дорогах: их непредсказуемо перекрывают для проезда кортежей. Про Красную площадь и говорить нечего, жалуется режиссер Алексей Красовский. Он убежден, что новая система не принесет пользы индустрии. Алексей Красовский режиссер «Это награждение лояльных режиссеров, продюсеров за их близость к власти. Нам удалось партизанским способом снять серию «Революции» на Красной площади. Честно вам скажу, это дико сложно. При том, что ни ФСО, ни другие конторы, которые обязаны вроде бы эти согласования оформлять и делать, банально за неделю до съемок вам не могут сказать, что у них будет происходить. Нужно опять же иметь вход в какие-то кабинеты. И плюс тратить сумасшедшие деньги, потому что каждый съемочный день в Москве стоит прилично». Поэтому многие ищут локации а-ля Москва в других городах. С декорациями или без запечатлевают «московские» виды в Прибалтике, Польше, Чехии, рассказывает режиссер и кинопродюсер Илья Шерстобитов. Сам он в Москве сейчас ничего не снимает и пока не планирует. Илья Шерстобитов режиссер и кинопродюсер «Это не должно становиться нарочитостью. Типа, Москва дает деньги, давайте бахнем съемки в Москве. Но я думаю, что это будет очень жесткое навязывание определенных эстетических норм: как это должно сниматься, что должно быть показано. Все-таки это чиновничья история. Я всегда закладываю дополнительные деньги, чтобы тупо раздавать небольшие взятки. Потому что каждый второй пэпээсник считает долгом и честью нагнуть бедных киношников. Если есть возможность не снимать в Москве, я стараюсь не снимать в Москве. И знаю, что иностранцы тоже стараются не снимать в Москве, потому что у нас, по крайней мере, раньше, было очень сложно. Сейчас кинокомиссия появилась, и она вроде как старается облегчить жизнь. Но там тоже есть определенная структура действий и взаимодействий, которая не всегда удобна для иностранцев». Во многих странах для кинематографистов работает система налоговых вычетов, например, во Франции. Гибкие системы рибейтов есть в США, Канаде, некоторых странах Латинской Америки и в Восточной Европе. В России недавно тоже заработал соответствующий закон. Предполагается возвращать 30-40%. Но будут ли рибейты эффективны, когда процесс съемок в российской столице вызывает столько сложностей, пока вопрос.