Владимир Вдовиченков: Меня любят, ценят, обхаживают — это развращает

Вышел в прокат мистический триллер «Тварь» режиссера Ольги Городецкой. Главную мужскую роль в картине сыграл популярный актер Владимир Вдовиченков. В интервью «Вечерке» Владимир Вдовиченков рассказал, почему он, снявшись в триллере «Тварь», не планирует некоторое время сниматься в картинах этого жанра, как повлияло на него участие в фильмах «Бригада» и «Бумер», а также почему на те или иные роли он предлагает вместо себя других актеров. — Владимир, для режиссера Ольги Городецкой «Тварь» — первая полнометражная работа. Накладывало ли это на такого опытного актера, как вы, дополнительную ответственность? — Нет. Еще до начала съемок, объясняя задачи нам, актерам, а затем и на съемочной площадке, Ольга была абсолютно уверена в том, что она делает, и в том, что ей нужно. Она произвела впечатление более чем профессионального человека. — В одном из интервью вы сказали, что после «Твари» даже хотите взять на какое-то время паузу в съемках… Они были настолько тяжелыми? — Скажу так: пока не хочется ввязываться в такую жесткую историю. Вот тот же «Левиафан» — история тоже достаточно тяжелая, но она о человеческой жизни, там нет чего-то за гранью, поэтому существовать в ней было легко. А вот в истории, в которой все время говорится о смерти, о потере, о принятии или непринятии маленького ребенка — это по-человечески очень непростая тема. И когда ты вынужден все время в нее погружаться, она окрашивает в соответствующий цвет не только твой съемочный день, но и последующее время... — Много негативной энергии? — Да, именно так. Тяжелая темная энергия. И не хочу никого обидеть этим, но в следующий раз нас с Леной (в фильме «Тварь» главную героиню сыграла супруга актера Елена Лядова — прим. «ВМ») на такое нужно будет уговаривать. Нужна передышка... С удовольствием снялись бы в комедии и в каком-то легком жанре… Мы же тоже люди: в «Твари» мы играли мужа и жену, и в жизни мы муж и жена. И получается, ты играешь, говоришь своей любимой женщине не самые приятные слова, а потом: «Стоп. Снято!» — вы, как ни в чем не бывало, идете и все у вас хорошо? Нет, так сделать довольно сложно, потому что все равно ты все пропускаешь через себя, и это еще какое-то время остается с тобой. — А вы сами верите в мистику? — Конечно, верю! Может быть, не в такую очевидную, как в нашем фильме, когда вот это существо, которое мы берем в дом, трансформируется — такого не бывает в реальности. Но существуют некие потусторонние силы, которые влияют на тебя и твою жизнь, могут тебя поработить и довести Бог знает до чего... Что это за силы, мы не знаем и не понимаем, но они есть. Есть гороскопы, гадалки, карты таро и прочее, и мы в это верим, значит, это работает... — Интересно слышать такие рассуждения от бывшего моряка. Вы ведь в юности четыре года отдали флоту. Насколько они повлияли на вашу жизнь? — Работа во флоте в первую очередь убила мой тогдашний романтический взгляд на жизнь и убеждение в том, что этот мир прекрасен и полон воздушных пузырьков. Там я узнал, что мир несправедлив, что работа — это тяжелый труд, что нужно зарабатывать деньги… Тогда это подвигло меня на мысль, что если ты хочешь в жизни чего-то добиться и быть счастливым человеком, то с морем надо заканчивать. У меня много друзей и знакомых, которые ходили в море, и ничего в этом хорошего нет. Ты надолго расстаешься с семьей, ты оставляешь на этой работе здоровье… Я не стал дожидаться момента, когда пойму, как многого я себя лишил... Но те «морские» годы дали мне одно важное знание: не место красит человека, а человек место. Работай честно, и к тебе не будет вопросов. Я усвоил, скажем так, базовые знания о труде, поняв, что человек любой профессии, будь то портной или сапожник, может быть великим. — Вы уже не раз говорили о том, что вы не романтик, а прагматик. Убеждены в этом? — Сложный вопрос… Наверное, где-то в душе романтика еще осталась, потому что без нее нельзя заниматься нашей профессией. И литература, и изобразительное искусство, и музыка очень повлияли на меня. Когда я поступил во ВГИК, то первые пару лет вообще не очень понимал, как мне жить в такой непривычной для меня среде. В итоге я вновь научился смотреть на мир через те самые розовые очки. (Смеется.) Я убежден, что любовь спасет мир и человечество, что деньги ничего не решают — на них не купишь ни счастья, ни здоровья... — Вы в актерской профессии уже почти двадцать лет и зашли в нее «с козырей», снявшись в «Бригаде», «Бумере» — картинах, ставших культовыми. Когда на человека в 30 обрушивается такая слава… Очень многих это «ломало»… — Не буду лукавить, что меня это не зацепило. Конечно, зацепило — с тех пор я отношусь к жизни так, будто она мне немножко должна, будто мне позволено чуть больше других. Такой момент есть. Меня любят, ценят, обхаживают… С одной стороны, это все наложило на меня ответственность, а с другой, конечно, это развращает: ты-то думаешь, что ты звезда и весь такой расписной красавец, а тут тебе говорят: «Нет, извините, давайте-ка в общую очередь». Чего греха таить, такое до сих пор бывает, так что мне есть с чем бороться. Это в природе человека — мы легко цепляемся за какие-то бонусы от жизни. Но я свой грешок знаю и знаю, когда сказать себе: «Стоп!» Периодически одергиваю себя, потому что частенько это мешает жить и обманывает твои ожидания. — Если бы была возможность вернуться в 1990-е, что бы вы изменили в жизни? — Постарался бы избежать множества совершенных ошибок, особенно в отношениях с людьми. Не обижал бы некоторых, не говорил того, что сказал, да и в целом не совершал бы тех поступков, о которых жалею. Но если говорить глобально, то серьезно я бы менять ничего не стал. Это моя жизнь, и я ее не стыжусь, горжусь даже. Вот в детстве я учился играть на скрипке, но бросил. Конечно, я сейчас могу взгрустнуть об этом, однако понимаю, что, научись я играть, все могло бы быть совершенно иначе и я бы не был Володей Вдовиченковым из «Бумера» и «Бригады»… А мне моя карьера и мои роли очень дороги. Единственное, что, наверное, я бы сделал, так это постарался предостеречь своих безвременно ушедших друзей от тех поступков, которые привели к трагическим последствиям... — Современное кино сильно отличается от того, в которое вы пришли двадцать лет назад? — Изменилось очень многое. Само понятие «визуальное искусство» сейчас очень размытое. Все эти новые технологии… Теперь у каждого в руках кинокамера и все могут снимать кино. Ушел пиетет перед кино, магия, когда фраза: «Мальчик, хочешь сняться в кино?» — воспринималась так, будто тебе выпал счастливый билет на всю жизнь. А теперь каждый волен снимать кино, когда хочет и как хочет. Да и актерская жизнь изменилась. Сейчас такое количество людей в профессии, такая конкуренция, что нужно очень много работать. Да и темы очень изменились в современном кинематографе, зритель уже устал от этих бесконечных разборок, от военных фильмов... Ему хочется другого кино, ориентиры сдвигаются в сторону чего-то общечеловеческого. — Сменив столько разных амплуа, примерив столько образов, как вы воспринимаете свою работу? Обязана ли она что-то менять в сознании зрителя? — Наверное, да. Это как побочный эффект. Когда я учился в университете, у нас был прекрасный преподаватель литературы. Он у нас спросил на первой же лекции: «Ребята, зачем вы все пришли в кино? Чего вы хотите?» Выслушав наши ответы, он сказал: «Нет. В первую очередь, вы должны научиться зрителя развлекать». Ты должен доставлять человеку приятные минуты. И если, пока ему хорошо, ты подспудно вложишь ему аккуратно, тактично, ненавязчиво еще какую-то мысль, тогда это будет высший пилотаж. Не нужно пытаться научить кого-то жить — люди все сами понимают, поэтому я стараюсь просто человека развлечь, а уж если он из этого всего что-то извлечет — дай Бог ему здоровья! Все ведь еще зависит от того, сможет ли режиссер передать как надо выбранную тему, смогут ли актеры ее воплотить… Я ведь отказываюсь от большого количества ролей не потому, что они плохие, а потому, что мне иногда кажется, что я просто не справлюсь. Тогда я отказываюсь, потому что не хочу отбирать у кого-то хлеб и роль, которую кто-то может исполнить лучше меня. — И никогда об этом не жалеете? — Пока еще ни разу не пожалел, даже наоборот. Смотрю потом и думаю: «Как хорошо, что я отказался и даже порекомендовал этого артиста». Вот недавно был фильм «Человек, который удивил всех», там Женя Цыганов сыграл умирающего от тяжелой болезни человека, который переодевается в женщину, чтобы изменить судьбу. Шикарно сыграл. Эту роль и мне предлагали, но я отказался, потому что сразу понял, что он сыграет лучше. Я так и сказал. Так и вышло. А я порадовался. — Какой-то уже альтруизм… — Нет. Это скорее продуманность. Потому что ведь можно и в лужу сесть. А так — всем хорошо. И, я думаю, мне на том свете зачтется. — А есть роль, которую вы очень хотите, но пока не дождались? — Есть такая. Но, если позволите, не буду говорить — это секрет. А вообще я всегда за то, чтобы играть качественные роли, выкладываться по полной, потом приходить на премьеру и понимать: как круто, что я принимал в этом участие. Ну вот тот же «Салют-7» (фильм 2017 года режиссера Клима Шипенко, где актер сыграл роль космонавта Владимира Федорова — прим. «ВМ») — я ведь поначалу не соглашался и думал долго, ворчал… А потом пришел домой после премьеры и понял: «Хорошо, что я согласился. И хорошо, что было трудно, и хорошо, что я висел вниз головой в ангаре. Хорошо, что получилось». Вот такие работы, когда есть что играть, я люблю. А вообще, если судить по недавним моим ролям, у меня пошла тема «отцов и детей»… — Но вам же это нравится? — Мне — да! Мне 48 лет, я уже взрослый парень. Так что не зазорно и папашу сыграть. Вспоминаю свое детство и фильм «Папаши» с Ришаром и Депардье — шикарные роли! Мне нравится, что мне доверяют такие роли... — Вам осталось два года до солидного юбилея. Чувствуете какие-то важные изменения в себе? — Как бы то ни было, я взрослею. Приоритеты какие-то меняются, отношение к тем или иным вещам… Если раньше было: «Володя, пройдемте», — то теперь «Владимир Владимирович». (Смеется.) Вот недавно меня в одном городе встречали, куда-то долго вели и потом в одном из помещений я увидел очаровательных девушек в национальных костюмах и, решив, что это какой-то праздник, хотел следом за своими сопровождающими прошмыгнуть, но меня остановили, мол: «Владимир — это же вас встречают». Конечно, в такие моменты чувствуешь, что тебе скоро «полтинник» и ты как какой-то важный туз. А если серьезно, была бы возможность — с удовольствием оттянул бы юбилей лет на десять. Ведь душе моей гораздо меньше. — Говорят, что возраст — это просто цифра… — Если бы дело было только в том, что говорят. А вот приходишь к врачу, а тебе: «Голубчик, ну так вы уже не мальчик, поаккуратнее»... Вот в такие моменты я понимаю, что пора бы уже и следить за собой. Если раньше мог тусоваться с какой-то компанией и день, и два, и три, то сейчас уже ограничиваешь себя. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Владимир Вдовиченков, еще будучи студентом 4-го курса, снялся в сериале «Бригада» (2002). Всего в фильмографии актера более 60 работ, в том числе в таких фильмах, как «Бумер», «Если бы я тебя любил...», «Салют-7», «Время собирать камни», «Человек у окна», и сериалах «Разведчицы», «Однажды в Ростове», «Тяжелый песок», «Уходящая натура» и других. Читайте также: Федор Стуков: Многие считают, что нам платят большие деньги, а делать ничего не надо

Владимир Вдовиченков: Меня любят, ценят, обхаживают — это развращает
© Вечерняя Москва