«Но цель его проста — давать свет»
«Война токов» развяжется в кинотеатрах страны.
В российском прокате стартует фильм «Война токов» — историческая драма молодого, по голливудским меркам, режиссера Альфонсо Гомеса-Рехона. Его первой самостоятельной режиссерской работой стал сериал «Лузеры» в 2010 году, в 2013 году его номинировали на премию «Эмми» за нашумевший сериал «Американская история ужасов», а в 2015 году он получил главный приз на престижном кинофестивале «Санденс» за драматический фильм «Я, Эрл и умирающая девушка».
Актерский состав «Войны токов» вызывает любопытство и восторг: Бенедикт Камбербэтч («Доктор Стрэндж», «12 лет рабства», «Игра в имитацию»), Майкл Шеннон («Дорога перемен», «Под покровом ночи»), Николас Холт («Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Фаворитка»), Том Холланд («Человек-паук: возвращение домой», «В сердце моря»), Кэтрин Уотерстон («Фантастические твари и где они обитают»), Таппенс Мидлтон («Игра в имитацию», «Транс»).
Продюсером ленты выступил Тимур Бекмамбетов, он получил права на сценарий еще в 2012 году и вполне мог быть постановщиком, но выбрал другую роль и не прогадал. Одним из продюсеров картины также стал легендарный Мартин Скорсезе, помощником которого когда-то работал Альфонсо Гомес-Рехон.
Конец XIX века, мир на пороге захватывающих перемен и удивительных открытий. Талантливый американский изобретатель и выдающийся бизнесмен Томас Эдиссон нашел применение постоянному току и создал лампочку накаливания, которая и по сей день носит его имя. Потребовалось бессчетное число экспериментов, адский труд и десять тысяч нитей, пока наконец не был найден тот самый материал, обеспечивающий ровное свечение до 13 часов. Это был прорыв, и Эдиссон ни на секунду не сомневался в своем успехе, он умен, азартен и беспощаден к себе, партнерам и соперникам.
Бенедикт Камбербетч неизменно хорош в роли гениального амбициозного сноба, идущего по головам, он не боится говорить «нет» и всегда получает свое, но при этом способен на трогательные чувства. Его бесконечная любовь к жене Мэри (Таппенс Мидлтон) и детям омрачена острой нехваткой времени, он дает обещания, не успевает выполнять, страдает, но продолжает делать по-своему, несмотря на серьезную болезнь жены.
Харизматичный Эдиссон мечтает осветить всю Америку и не останавливается ни перед чем — скупает патенты, нередко выдавая их за свои, громит конкурентов, рискует — пока не встречает достойного соперника Джорджа Вестингауза (Майкл Шеннон), настойчивого, влиятельного, успевшего неплохо заработать на патенте тормозов для поездов и готового много вкладывать в новое дело. Тот с уважением относится к своим работникам, прислушивается к бесценным советам жены Маргарет (Кэтрин Уотерстон) и строит планы о сотрудничестве с Эдиссоном, однако последний так заносчив, что избегает личной встречи.
Вестингауз убежден, что будущее за переменным током, его проще передавать на большие расстояния, а потери энергии при этом сводятся к минимуму, что серьезно удешевляет процесс. Эдиссон уверен в своей правоте и превосходстве постоянного тока, его главный аргумент — безопасность. Если человек случайно прикоснется к проводу, по которому течет переменный ток, его ждет смертельный удар, а провода с постоянным током можно держать голыми руками.
Пытаясь очернить своего конкурента, Эдиссон идет на сделку с совестью и практически случайно изобретает электрический стул. Кстати, именно этот эпизод из биографии изобретателя зацепил сценариста Майкла Митника, который задумал «Войну токов» еще в студенческие времена, когда выбрал монолог Эдиссона в качестве одного из заданий по учебе.
Легендарный изобретатель Никола Тесла (Николас Холт) с безупречным чувством стиля и маниакальной тягой к чистоте занимает третий угол в этом противостоянии трех гениев. Он устраивается на работу к Эдиссону, решает ряд невыполнимых задач, но вместо благодарности получает насмешки.
От предложений Теслы по применению переменного тока Эдиссон отмахивается — какие там идеи могут быть у простого инженера в ярких костюмах, когда гений точно знает, как лучше — и теряет еще один шанс моментально вырваться вперед. Тесла идет своим путем, пробует, ошибается, добивается признания, но страдает от безденежья. Случайность сводит его с Вестингаузом, который сумел оценить потенциал сербского изобретателя и привлек его на свою сторону. Впереди у них грандиозные проекты.
С Эдиссоном остается надежный помощник — личный секретарь Сэмюэль Инсулл (Том Холланд). Сообразительный, расторопный юноша, который реагирует на меняющиеся обстоятельства со скоростью, достойной Человека-паука, и остается верным своему работодателю до конца. Он держит руку на пульсе, все успевает и ухитряется давать дельные советы своему несносному боссу. За их слаженным тандемом можно наблюдать вечно.
Между Эдиссоном и Вестингаузом разворачивается настоящая война, за которой пристально следит пресса и вся страна. Фоном служит современная музыка с пульсирующим ритмом, на первый взгляд, не соответствующая эпохе, но максимально точно передающая напряжение между участниками сражения. У каждого — железные аргументы, заманчивые перспективы, масса возможностей. Камера порхает от персоны к персоне, взмывает в потолок, устремляется вниз, открывая героев с новых ракурсов.
Оператор Чон Джон-хун уже работал вместе с режиссером Альфонсо Гомесом-Рехоном над фильмом «Я, Эрл и умирающая девушка», который для обоих оказался успешным, новое проект обещает быть не менее зрелищным.
Кто выйдет победителем в яростной схватке и сможет электрифицировать мир, чьи идеи победят в моменте, а кого смогут оценить по достоинству только потомки — российские зрители узнают 5 декабря, когда «Война токов» выйдет в широкий прокат.