«Войной токов» называют борьбу передовых американских инженеров и предпринимателей конца XIX века за электрификацию и освещение городов. В противостоянии приняли участие изобретатели Томас Эдисон и Никола Тесла, ставшие знаменитостями еще при жизни, а со сменой эпох превратившиеся в персонажей почти мистических.
5 декабря в прокат выходит фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем и Николасом Холтом. Как конфликт гениальных умов раскрывается в картине и как он разворачивался на самом деле — в материале «Ленты.ру».
1880 год. Группа хорошо одетых, состоятельных мужчин под покровом ночи пробирается по грязному полю в деревне Менло-Парк, Нью-Джерси. Внезапно поле освещается десятками электрических лампочек, выдавая силуэт. «Чековые книжки принесли?» — со смехом интересуется у инвесторов Томас Эдисон (Бенедикт Камбербэтч). У изобретателя за спиной уже немало важных изобретений, в их числе — аппарат, способный записывать и воспроизводить человеческий голос.
Новая игрушка поражает воображение американцев и делает его звездой — благодаря фонографу Эдисон получает аудиенцию президента США.
Эту встречу он использует для продвижения новой задумки — он хочет дать электрический свет в дома целого района в Нью-Йорке, а затем — и во всей Америке. Однако конкуренты Эдисона не сидят сложа руки: Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон), глава компании «Вестингауз Электрик», обнаруживает несовершенство в системе освещения Эдисона — тот использует цепи постоянного тока с низким напряжением, из-за чего система не работает на больших расстояниях. Вестингауз предлагает передавать электроэнергию с минимальными потерями при помощи переменного тока. Сотрудничать с Вестингаузом Эдисон, уязвленный вежливыми попытками наладить партнерство, напрочь отказывается и развязывает с ним противостояние, вошедшее в историю как «Война токов».
Изобретатель игнорирует настойчивое предложение своего сотрудника Николы Теслы (Николас Холт) создать двигатель для переменного тока (тот в результате ссоры покидает «Эдисон Электрик» и впоследствии пытается выпускать изобретения самостоятельно), заваливает Вестингауза судебными исками, манипулирует прессой и активно борется за рынок.
«Он ищет иголки в стогах сена. Он настолько сильно хочет найти иголку первым, что готов перебирать стога по соломинке. А на деньги ему глубоко наплевать», — объясняет Вестингаузу мотивы Эдисона его приятель Фрэнк Поуп (Стэнли Таунсенд).
О том, что деньги для Эдисона не главное, утверждают не только в фильме — сам изобретатель заявлял, что куда важнее финансового успеха для него обогнать конкурентов. Впрочем, одно от другого неотделимо — в эпоху «патентной лихорадки» скорость разработки новых технологий уже стала фактором, определяющим прибыльность деятельности предпринимателей. Для Эдисона, получавшего немалую часть дохода с патентных отчислений, переход на переменный ток означал бы финансовый крах. И потому было бы лукавством утверждать, что изобретатель действовал так чисто из упрямства — хотя именно в этом его обвиняют в фильме и Вестингауз, и даже верный помощник Сэмюэль Инсулл (Том Холланд).
Истинную причину, по которой велась «Война токов», — движение капитала — режиссер Альфонсо Гомес-Рехон показывает ненавязчиво, однако пронизывает ею весь фильм. Делает он это через многочисленных безымянных инвесторов, постоянно нависающих над изобретателями, требующих от них что-то или же тыкающих им палки в колеса.
Именно деньги ставят точку в конфликте — побеждает наиболее экономически выгодная система. Яростная конкуренция заставляет Эдисона столкнуться с моральной дилеммой: до этого отказывавшийся разрабатывать оружие для правительства изобретатель начинает убивать животных при помощи генераторов переменного тока (собрав прессу, он представляет первое в истории «вестингаузирование лошади»), а затем и вовсе тайком придумывает электрический стул, «работающий на токе» конкурента.
Тем не менее Гомесу-Рехону куда интереснее оказалось развеивать ореол, окружающий образ изобретателя, — и речь даже не конкретно об Эдисоне. «Война токов» развернулась во времена, когда Соединенные Штаты были одержимы самой концепцией изобретательства.
Создание новых аппаратов и улучшение уже существующих превратилось чуть ли не в национальную идею все еще довольно молодой страны, а сами изобретатели стали знаменитостями наподобие сегодняшних поп-звезд.
Фильм развенчивает культы личности гениальных умов, заглядывая за завесу мистики и пафоса, которую они сами настойчиво создавали вокруг себя еще при жизни, пользуясь общественным вниманием и манипулируя прессой, и которая обрастала еще большими заблуждениями и мифами после их кончины.
«Ты не изобрел лампу накаливания», — в момент спора бросает Эдисону помощник Инсулл. «Все мы вносим вклад, вот что такое изобретения», — соглашается тот.
Кто есть кто в «Войне токов»
Томас Алва Эдисон (Бенедикт Камбербэтч)
Томас Эдисон не получил ни профессионального, ни даже общего образования. Он обучался на дому, работал разносчиком газет, а затем — в возрасте всего 15 лет — устроился телеграфистом. Еще в подростковом возрасте он начал терять слух, что, по его словам, позволяло ему оставаться наедине со своими мыслями, не отвлекаясь на шум от телеграфных аппаратов.
Именно на этой работе Эдисон тесно познакомился с принципами действия электричества. Его не оставляли идеи улучшить телеграф, и с 22 лет он занялся их контрактной разработкой в Нью-Йорке.
Среди его достижений — автоматический телеграф, увеличивший скорость передачи с 50 до 200 слов в минуту, квадруплексный телеграф, передававший по четыре сообщения за раз, тикерный аппарат для передачи котировок акций.
На деньги, полученные от изобретений, Эдисон открыл лабораторию в деревне под названием Менло-Парк. «Небольшое изобретение каждые десять дней и что-нибудь крупное раз в месяц», — такую задачу он поставил перед своими подчиненными.
В это время Александр Белл представил миру первый телефон — аппарат, суливший крах телеграфной индустрии.
Эдисон за несколько месяцев разработал улучшенную версию изобретения Белла, способную передавать более четкий звук на более широкие расстояния.
В процессе разработки он также набрел на идею фонографа, способного впервые в истории записывать и воспроизводить человеческий голос. Белл впоследствии кусал локти — настолько простым был принцип работы аппарата, который он проглядел, создавая телефон.
Благодаря изобретению Эдисон прослыл «чародеем из Менло-Парка» и обрел народную любовь, чем не преминул воспользоваться.
Он ловко управлялся со своей известностью, давая многочисленные презентации прессе и ведя переписку с инвесторами, из которых вытягивал деньги на свои нужды. Тогда же его захватила идея внедрить электрический свет в дома.
Эдисон действительно не был изобретателем лампочки — соответствующий патент был зарегистрирован за несколько десятков лет до него.
Да и электрическое освещение уже существовало, только применялось оно лишь на улицах — те освещали при помощи дуговых ламп, однако свечение было настолько мощным, что на них оказалось невозможно смотреть, да и рядом находиться было некомфортно. Квартиры, в свою очередь, освещались газовыми лампами, которые пахли, нагревали комнаты и были недостаточно яркими. Как и в случае с телеграфом и телефонией, Эдисон взял чужие наработки и внес в них значительные улучшения.
А в случае с освещением дорабатывать нужно было уйму всего — помимо разработки лампочки, которая не перегорала за десять минут, нужно было оптимизировать для нее патрон и целую систему доставки электричества. Для питания Эдисон использовал постоянный ток.
Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон)
Параллельно с разработками Эдисона, основавшего «Эдисон Электрик Лайт» и запатентовавшего всю систему производства и распространения постоянного тока вкупе с долгоживущей лампочкой, «Вестингауз Электрик» предлагала освещать города, используя более экономичную технологию с переменным током, — она позволяла при помощи трансформаторов повышать электрическое напряжение для доставки энергии на большие расстояния, а затем — понижать для использования в быту.
Эдисон не мог делать это с постоянным током, и потому потребители оказывались привязаны к территории вблизи электростанций.
Борьба за право электрифицировать города вынудила Эдисона заниматься черным пиаром. Вестингауз обвинял конкурента в том, что тот спонсировал демонстрации убийств бродячих собак при помощи его генераторов и стоял за созданием электрического стула, предназначенного для «гуманной» казни преступников переменным током — в газетах, освещавших аппарат, зачастую фигурировало имя Вестингауза, что вредило его кампании по электрификации. Более того, электрифицированные при помощи переменного тока города украшали сотни проводов, висевших на открытых электролиниях.
В 1888 году на атлантическое побережье США обрушился масштабный снежный шторм, поваливший столбы, из-за чего погибли люди.
Решающим в «Войне токов» стало изобретение Николой Теслой индукционного двигателя переменного тока, который тот продал Вестингаузу. Благодаря этому предприниматель смог усовершенствовать свою систему, сделав ее еще более экономически выгодной.
В 1893 году Вестингауз выиграл контракт на освещение Чикагской научной выставки, продемонстрировав всему миру, что его система — дешевая, эффективная и не несет смерть, как уверял Эдисон.
Никола Тесла (Николас Холт)
Вокруг инженера-изобретателя сербского происхождения ходит немало мифов, и отчасти это заслуга самого Теслы, кормившего сказками журналистов и потенциальных партнеров.
Родившись в семье серба-священника в Австрийской империи, получив образование и поработав в разных городах Европы, он эмигрировал в США и к середине 1880-х устроился инженером по ремонту двигателей и генераторов в компанию Эдисона.
С ним Тесла перессорился, когда тот не выплатил обещанный крупный гонорар за многочисленные улучшения созданных американцем аппаратов. Более того, изобретатель, поглощенный идеей освещения городов при помощи постоянного тока, холодно воспринял желание Теслы использовать генераторы и силовые установки переменного тока. Тот попытался основать собственную компанию, что, однако, закончилось неудачей.
Несмотря на массовое заблуждение о том, что «Война токов» велась между Эдисоном и Теслой, главным противником американского изобретателя был все же Вестингауз.
Именно он и втянул Теслу в патентную борьбу с Эдисоном, спонсируя его разработки в области передачи переменного тока. Найдя союзника в лице Вестингауза, Тесла впоследствии использовал свои генераторы на гидроэлектростанции Ниагарского водопада.
Как и Эдисон, Тесла использовал славу гениального изобретателя для привлечения инвестиций в новые разработки. Особенно его увлекала идея беспроводной передачи электричества. Для исследований в этой области Тесле даже пришлось обманывать инвесторов — те, впрочем, в итоге все равно оставили его, а разработки так и не увенчались успехом. В беседах с прессой Тесла любил хвастаться, что спит по два часа в сутки, что при помощи своего механического осциллятора может расколоть Землю, а также объявил себя создателем энергетического оружия, способного убивать «лучами смерти». Стоит ли объяснять, насколько рады журналисты были получить подобные громогласные заявления от именитого изобретателя?
После смерти Теслы ему также стали приписывать участие в мифическом Филадельфийском эксперименте и даже называли виновником взрыва в районе реки Подкаменной Тунгуски в 1908 году.
Официально «война токов» закончилась в конце ноября 2007 года с окончательным переходом Нью-Йорка с постоянного тока на переменный. При этом первый продолжает широко использоваться в технике, да и говорить о войне, в которой уже не участвуют ни яркие личности, ни даже предприятия, попросту бессмысленно. Вестингауз и Тесла за свои заслуги были награждены медалями Института инженеров электротехники и электроники. Эти медали носят имя Томаса Эдисона. А сам изобретатель-самоучка из всех троих и на сегодняшний день остается наиболее известным историческим персонажем в Америке.
«Война токов» выходит в российский прокат 5 декабря. Билеты можно купить здесь