Москва и Санкт-Петербург встречают "Артдокфест"
Артдокшкола распахнет свои двери во второй раз, ее цель – создание киносреды, где начинающие документалисты смогут получить ответы на интересующие вопросы, а может даже найти единомышленников для своего проекта. Среди спикеров — продюсеры Симона Бауманн (Германия), Мария Гаврилова (Россия), режиссеры Алина Рудницкая, Марина Разбежкина, оператор Алексанра Иванова, режиссер Катя Федулова (Германия), режиссер (президент "Артдокфеста" Виталий Манский и др. Вход бесплатный. Киноафиша "Артдокфеста" привлекает географическим разнообразием. За 7 дней фестиваля зрители смогут посмотреть более 150 документальных фильмов из России, Беларуси, Украины, Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Румынии, Дании, Нидерландов, США, Германии, Франции, Австрии, Польши, Швеции, Испании и других стран. В программе основного конкурса, награды, между которыми уже распределены на Artdocfest / RigaIFF, традиционно 21 фильм, и каждый достоин отдельного разговора. Фото: пресс-служба кинофестиваля "Артдокфест" Остановимся на четырех фильмах, посвященных российской глубинке: "Бессмертный", "Карабаш", "Уездный город Е" и "Акция". Фильм "Бессмертный" Ксении Охапкиной (Эстония, Латвия) — обладатель Гран-при за лучший документальный фильм на кинофестивале в Карловых Варах. Также в 2019 году он был выдвинут от Эстонии на премию "Оскар". В объективе – город Апатиты. Первое поселение появилось здесь в 30-х годах XX века как трудовой лагерь, в котором заключенные умирали, добывая руду. Как выглядит город сегодня? Как изменилась жизнь горожан? Где они работают, где живут? Как трудовой лагерь, Апатиты останутся в бессмертии. Подвиг погибших не забыт. Сегодня Апатиты – как бы проекция любого провинциального города, где жизнь, практически, остановилась, замерла. Только нет героев и нет подвигов. Фильм "Карабаш" — о самом экологически опасном городе России. Картину снял дебютант ВГИКа оператор Илья Комаров. Тяжелый город для жизни, большая смертность, и всему виной — градообразующее предприятие — медеплавильный завод, которому уже пара сотен лет. Именно он — источник рабочих мест и экологического загрязнения. Съемочная группа разговаривает с рабочими и наблюдает за всем происходящим, оценивает последствия деятельности завода. Главный герой картины — молодой парень, рабочий, который не только рассказывает о себе, о городе, но и рассуждает о том, что было, чего уже нет и никогда не будет. Режиссер Илья Комаров снимал фильм в дуэте с популярным российским фотографом Павлом Самохваловым. Фото: пресс-служба кинофестиваля "Артдокфест" "Уездный город Е" — работа режиссера Дмитрия Боголюбова. На этот раз (после фильма "Стена") он снял фильм о жизни маленького российского городка, о людях, которым хочется быть кем-то значительно-звучным, участвовать в политических кампаниях, не отставать от столичного движения. Но это стремление приводит к искаженному восприятию действительности на примере одной девочки, которая, примерив военную форму, воспринимает ее как свою, забыв про джинсы. Она становится другой, счастливой. При деле. Память о войне — это уже новая идеология, это единственное, что становится смыслом жизни, единственное, на чем строится патриотическое воспитание, единственное, что подогревает интерес к жизни. Но нормально ли это? Фильм "Акция" Алексей Суховей снимал в поезде. В дороге. И на остановках. В фокусе — торжественные встречи горожан с военными трофеями, эти встречи организовывались по одному сценарию, с одним выражением лиц исполнителей и "зрителей". Зима. Холод. Продуваемые вокзальные перроны. Не до теплых встреч. Почему "Акция"? В чем ее смысл? Да потому, что была такая акция, связанная с агитпоездом, который шел через всю страну и демонстрировал в разных городах трофеи российской армии, добытые в военной кампании в Сирии. Поезд с трофеями. Звучит! Но сегодня этот поезд звучит очень вяло. В фильме нет главных героев. Есть военные трофеи, артисты, песни, стихи... Фото: пресс-служба кинофестиваля "Артдокфест" Есть горожане, которых местная администрация обязала на перроне с радостью встречать этот поезд. Но радостно не получается. И даже колеса стучат не радостно. Виталий Манский комментирует: "Люди, придумывающие такие акции в кабинетах, уже давно не представляют, на территории какого государства и времени реализуются их фантазии. Это абсурдный акционизм".