Войти в почту

Драма "Алёнушки советского кино" Светланы Орловой

Светлану Орлову называли первой красавицей советских сказок – после выхода на экраны картин для детей и юношества «Ледяная внучка», «Принцесса на горошине», «Финист – Ясный сокол» (этим летом исполнилось 45 лет с начала съемок ленты), где сыграла Алёнушку… Она не получила актерского образования, в большое кино пришла из балета – но в кадре невероятно органична. Грациозная, стройная, очаровательная. Такой остается и сейчас. Вот только давно не снимается, а на «важнейшее из искусств», говорит, в большой обиде. Девочка из балета Росла Света в Алма-Ате, в семье малообеспеченной. Мама Валентина сутками работала на заводе, на ласковые слова для дочери у нее не находилось ни времени, ни сил. Отец Федор отсидел в тюрьме за кражу, и жизнь его пошла под откос. – Родители бесконечно ругались, папа даже кидался на маму с топором – а я ее защищала, бросалась между ними, – вспоминает будущая звезда свое безрадостное детство. Единственной отдушиной для нее был танцевальный кружок в местном доме культуры. Девочка записалась туда сама, с удовольствием занималась. Однажды к ним в ДК пожаловали высокие гости из самой Москвы – комиссия хореографического училища при Большом театре искала талантливых детей по всему СССР. Девятилетнюю Свету заметили и позвали учиться в столицу. Мама ее отправила. И началась новая жизнь. Балет – особый мир. Девочки жили в интернате при училище. День был расписан по минутам: занятия в общеобразовательной школе и, конечно, многочасовые спортивные тренировки. «Тело болит так, будто оно – один сплошной синяк, – вспоминает Светлана. – Но человек ко всему привыкает. И мы привыкали. Зато балет, как и спорт, дисциплинирует, закаляет характер на всю жизнь». В один из редких своих выходных Света гуляла с подругой по центру Москвы. А дальше было как в сказке: подошла женщина и пригласила попробоваться в кино. Так Орлова попала на съемки своей первой картины – «Хуторок в степи» режиссера Бориса Бунеева. Потом были еще несколько картин – небольшие роли. А затем – судьбоносный «Финист – Ясный сокол». «Финист…» подарил любовь Сказку изначально должен был снимать знаменитый Александр Роу (снявший множество любимых зрителями фильмов: «Марья-искусница», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Варвара-краса, длинная коса»). Он написал сценарий, утвердил исполнителей главных ролей, но… скоропостижно умер. Работу продолжил его ученик – режиссер Геннадий Васильев. В картине звездный состав: Георгий Вицин, Михаил Кононов, Михаил Пуговкин, Людмила Хитяева. Администратором трудился Борис Грачевский – будущий «кинопапа» «Ералаша». – Все очень тепло и по-доброму относились ко мне, – вспоминает Светлана Федоровна. – Кононов травил бесконечные анекдоты, он был веселый, хохмач. Вицин опекал почти по-отечески. Поругивал, когда видел с сигареткой – я тогда покуривала. Говорил, что полезно вставать в 4–5 утра – ранние рассветы жизнь продлевают. Он йогой увлекался. Картина стала для Светланы действительно судьбоносной – встретила будущего мужа. Дело было так. По соседству работала съемочная группа другого фильма – «Вкус халвы» Юрий трудился там врачом (в советское время к киногруппам прикрепляли профессиональных медиков). – У нас не было любви с первого взгляда, Юра поначалу просто по-дружески предложил помощь. Ведь после училища меня распределили в Алма-Ату, и я должна была уехать сразу после съемок. А мне хотелось остаться в Москве. Юра вообще всегда и всем помогал: делал уколы, устраивал в больницы и лечил… Абсолютно бескорыстно. У него потрясающие родители – мама редактор в Госкино, отец инженер, они меня приняли и полюбили всей душой. Так я обрела семью, которой у меня никогда не было, – рассказывает Светлана. С работой тоже наладилось – пригласили работать моделью во Внешторге. Снимки Орловой печатали в модных журналах, ее портреты отправляли за границу как лицо советского товара: шуб, бриллиантов, вологодского кружева... Муж не ревновал красавицу-жену к славе. Наоборот, страшно гордился, что его Светочку знает весь мир! Сам он работал в знаменитой больнице на Пироговке, защитил диссертацию и преподавал в мединституте. Ему прочили будущее светила медицины, и все к тому шло – талант невероятный. Светлана ждала сына, до родов оставалось два месяца, когда ее Юра… умер. Остановка сердца... – Как выживали? С трудом, – Орлова не жалуется: жизнь приучила быть сильной, не поддаваться эмоциям. Оставшись одна, с крошечным ребенком и пожилыми родителями мужа (они сильно сдали после его ухода), не опустила руки. Освоила новую профессию – тренера по аэробике. И в Москве открыла класс спортивной аэробики и шейпинга, уже много лет преподает по собственным методикам. У нее уже сотни благодарных учеников. Сын вырос, успешно занимается бизнесом. Светлана говорит, что она гордится Филиппом. Из кино ушла окончательно – То, что снимают сегодня, мне совсем не нравится, – говорит повзрослевшая «Алёнушка». – И очень обидно за действительно великих советских актеров, которые отдали кино всю свою жизнь и силы, а на старости остались ненужными. Тот же Кононов, Вицин… Кино их использовало и выбросило. Мы же виделись с Мишей (Кононовым. – Авт.) незадолго до его смерти, и я знаю, как он страдал без работы. Больно и горько… И замуж она больше не вышла. Хотя поклонники были и есть. Однако «второго Юры» на свете больше нет. – Но я все равно счастлива. Потому что узнала настоящую любовь настоящего мужчины, – резюмирует Светлана – «Алёнушка» с сильным характером.

Драма "Алёнушки советского кино" Светланы Орловой
© ИД "Собеседник"