Когда постареет "Юнармия"
Документальное кино сегодня в России гораздо круче игрового. Типажи, сюжеты, драмы, картинка – ничуть не слабее. А оттого, что на экране действительность, которая нас окружает, порой берет оторопь. В Москве и Питере в разгаре фестиваль «Артдокфест», содержание которого идет вразрез с генеральной линией правящей партии. Уже второй год конкурс проходит в Риге накануне, в октябре. Президент «Артдокфеста» Виталий Манский рассказывает мне в кулуарах, что в этом году число фильмов, которые нельзя или опасно показывать в России, меньше, чем в прошлом. Но каждый десятый привозить не рискнули. Например, голландский фильм «Даймохк», «где, по сути, идет речь о младшей жене Рамзана Кадырова». Не показаны фильмы об организациях, признанных в России запрещенными. Манский лично рисковать готов, но его партнеры (например кинотеатры) – нет. Программа (даже без не доехавшей до России «запрещенки») очень сильная. Многое можно посмотреть только здесь. Вряд ли смогут попасть в российский прокат, например, две конкурсные картины о том, как через движение «Юнармия» милитаризируют детей в провинциальных городах России. После сеансов на «Артдокфесте» – дискуссии. «Ваш фильм черный, негативный», – высказывается женщина о ленте «Бессмертный», в которой бывший военный люто муштрует школьников города Апатиты «военно-патриотическим воспитанием», не стесняясь материться на них как истинный прапорщик. При этом на экране по закону мат запрещен, для зрителей «Артдокфеста» (18+) его вырезают. Фантасмагория! Таких, как эта зрительница, меньшинство. Ее без труда обезоруживает молодой парень родом из Апатитов: все так и есть, спасибо за правду. Людей интересует, скатится ли Россия в фашизм, где ее «литературная армия», где «художественная армия», закончится ли когда-нибудь это старое советское Зазеркалье. Режиссер фильма «Уездный город Е» Дмитрий Боголюбов объясняет: деньги сверху выделяются только на армейскую пропаганду. Его герои – жители города Ельня – кричат на торжествах в честь Дня Победы: «Чума XXI века – американский и европейский фашизм!» Это не радикальные фанатики, это приближенный к власти мейнстрим. «Артдокфест» – не только политика. Блестящий фильм «Космические собаки» о московских бродячих псах представила австрийский режиссер Эльза Кремзер. Ради крупных планов оператор стал частью стаи. Снято не только круто, но и с огромным пиететом перед российской историей: тему связали с полетом первых животных в космос. В этом году много фильмов о музыкантах. Спрашиваю Манского, где работы о футбольных фанатах, которые уже выходят на противостояние с силовиками. Он соглашается: тема – кладезь. Но пока фильмов с глубоким погружением в их среду нет. Ждем. Если, конечно, власть окончательно не сочтет, что только она должна решать, что мы можем смотреть, а что нет. Напоследок Виталий сообщает мне, что он не только живет в Латвии, но и платит там сам себе зарплату (его компания базируется в Риге). На вопрос, готов ли к возможному клейму иностранного агента в России, отвечает утвердительно. Пожалуй, это только увеличит интерес к фестивалю. Здешняя публика прекрасно читает между строк. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №47-2019 под заголовком «Когда постареет "Юнармия"».