Что такое "эффект Йетса"

Практически каждый человек был хоть раз не доволен хронометражем фильма: бывают сильно растянутые киноленты, буквально высосанные из пальца; с другой стороны, есть картины, которые порезали так, что от них остались лишь жалкие клочки, которые судорожно смонтировали друг с другом. «Рамблер» рассказывает о последнем явлении, как и почему оно получается, и откуда произошло понятие.

Что такое "эффект Йетса"
© Кадр из фильма "Гарри Поттер и Орден Феникса"

Представьте себе многочасовой материал фильма, который старательно создавал режиссер с целью учесть все события, не упустить никакой важной сюжетной детали. Кинолента на три с лишним часа хронометража готова, однако в наши дни такие длинные фильмы показывать в кинотеатрах нельзя: максимальная продолжительность – два часа с хвостиком. В таких случаях режиссер со слезами на глазах режет по живому, дабы сократить хронометраж ленты. И в итоге получается кое-как скомпонованные сюжетные линии, поступки героев, которые, казалось бы, ничем не мотивированы, провисающие арки персонажей и многие другие несостыковки.

Название явлению кинематографа с проблемами в связности, логичности, воспринимаемости и художественной ценности дал режиссер Дэвид Йетс тем, каким выпустил пятый и шестой фильмы про Гарри Поттера. «Орден Феникса» и «Принца-полукровку» многие поттероманы считают худшими во всем киноцикле. Дело в том, что по толстенным книгам Йетс наснимал по 3,5 часа материала, а после того как продюсер категорически потребовал сократить хронометраж, он покромсал все отснятое, оставив сумбур, рваные моменты и отсутствие мотивации героев.