Семья Льва Яшина: «Неточности есть, но мы не в обиде»
«Значительная доля художественного вымысла присутствует, но ничего страшного, это же не документальная лента», - говорит младшая дочь вратаря команды «Динамо» Елена Яшина (в замужестве – Яковлева). Какие же вольные фантазии допустили сценаристы? Знакомство с Валентиной, в фильме. На улице девушки играют в снежки, одна из них случайно попадает в прохожего – им оказывается молодой Яшин. Тут же вспыхивает искра. На самом деле: «Познакомились они на танцах, - рассказывает Елена, - В конце сороковых наш с сестрой Ирой будущий отец – Лев Иванович Яшин – работал на Тушинском заводе. И там же работал мамин старший брат Николай. Как-то на заводе устраивали танцы, Николай пригласил сестру с подружками. Лева пригласил Валю на медленный танец… Но «любви с первого взгляда» не было, просто симпатия, мама вспоминает, отметила про себя: «симпатичный, улыбка добрая». От первой их встречи и до свадьбы прошло четыре года. Папа перешел в молодежную команду «Динамо», пропадал на сборах и соревнованиях – отношения развивались небыстро. Он еще не был знаменитостью – его футбольная карьера только начиналась. Мама училась в Политехническом институте и работала редактором на радио. Позже перешла на Гостелерадио СССР, куда брали лучших – то есть в своей профессии она тоже добилась серьезных результатов. Кстати, ее зарплата была выше папиной: в СССР футболисты не получали миллионных гонораров». Прозвища «черный паук» и «черная пантера». В картине говорится, так называли Яшина, за его длинные руки. «Прозвища «черная пантера» я не помню, по-моему, это выдумка. А вот «черным пауком» назвали на конкретном матче в Англии в 1958 году. Советская сборная тогда в очередной раз выиграла – и утренние лондонские газеты вышли с заголовками: «черный паук сборной СССР Лев Яшин поймал в свою паутину сборную Англии»,- поясняет Елена Львовна. Черный – потому что это цвет команды «Динамо». А «паук» - потому что длинные пальцы. В картине роль жены в жизни Яшина в значительной степени приуменьшена. Это неудивительно, ведь кино о нем, а не о ней. «Я почти уверена: женись папа на другой женщине, не было бы никакого «Льва Яшина – вратаря с мировым именем», - продолжает наша собеседница, - Не умаляю его таланта, трудолюбия, целеустремленности, воли к победе (эти качества в фильме переданы очень точно!). Но он так переживал каждую свою неудачу, особенно поначалу, хотел бросить футбол и вернуться на завод. И ведь вернулся бы, возможно. Но у мамы характер – кремень! Говорила ему: чтобы даже не допускал такие мысли - «Ничего, что пропустил мяч, в следующий раз поймаешь, работай, тренируйся!». Она понимала, что футбол – это его, в этой сфере деятельности он может достичь высоких результатов. В этом ее мудрость. А после неудачного матча в Чили, когда папу, в общем, незаслуженно, обвинили в поражении команды, он собрался «на пенсию», даже на какое-то время перестал ходить на тренировки. И тут снова вмешалась мама: «Какая пенсия, у тебя двое маленьких детей, семью надо кормить!». Она знала, как его взбодрить – напомнить о его отцовских обязанностях. И он взял себя в руки, стал тренироваться – совсем скоро снова доказал, что он лучший, на историческом матче в Лондоне, где играл за «сборную мира» и был признан лучшим вратарем в мире». В фильме Яшин обожает свою семью, но его почти не бывает дома – все время съедают тренировки и сборы. «Так и было, - говорит Елена Львовна, - Когда папа приезжал со сборов, это был праздник! Мы с сестрой ждали его, считая дни. Ужинали – потом папа распаковывал сумку и доставал подарки. Когда он никуда не уезжал, а тренировался в Москве, утром вставал самым первым, готовил завтрак, будил нас и маму. Зимой мы всей семьей бегали на лыжах. По субботам делали генеральную уборку в квартире – мама пылесосит, мы с сестрой посуду поем, папа идет на рынок за продуктами. Он очень любил семейные посиделки, резать салаты, не стеснялся, мол, немужское дело… Летом у нас были рыбалка и грибы, то и другое папа обожал». Вот так просто проводили время легендарные спортсмены в советское время. В отличие от нынешних игроков российской сборной, чьи тусовки в ночных клубах давно стали притчей во языцах. Одной из самых драматических сцен стал эпизод ухода Льва Яшина из спорта. Но почти ничего не сказано о том, как он жил и чем занимался дальше. «Ушел потому, что было уже за 40, - делится Елена, - Ноги болели, бегать трудно - спорт же изнашивает мышцы, кости, суставы, многие футболисты заканчивают карьеру практически инвалидами - все-таки футбол игра молодых. Папу перевели на должность начальником команды «Динамо». Быть чиновником ему не нравилось. Думаю, пойди он в тренеры, был бы более счастливым. И он мог бы многому научить молодежь. Но эти вопросы решал не он сам, а вышестоящее начальство. С другой стороны, у тренера тоже должно быть железное здоровье. А у папы были проблемы. И с ногами, с сосудами, и язва желудка одолевала. Ногу ему, в конечном счете, ампутировали. Он никогда не жаловался, что ему плохо, даже в больнице находил в себе силы шутить. Сила духа неимоверная. На шестидесятилетие ветераны футбола из Германии подарили ему машину, он так мечтал поездить. Но не успел – в октябре отпраздновал 60-летие, а в марте его не стало. В этом году папе исполнилось бы 90» Что осталось за кадром. Яшина мог сыграть Евгений Цыганов. - Внук Льва Яшина Василий Фролов (сын старшей дочери – Ирины) воплотил несбывшуюся мечту деда, став футбольным тренером. На съемках фильма «Яшин. Вратарь моей мечты» Василий выступил консультантом футбольных сцен; - Вдове легендарного вратаря Валентине сейчас под 90. Ее очень уважают в спортивном мире – игроки, болельщики… С ней консультировались авторы сценария – в каких сценах можно допустить долю фантазий ради динамики сюжета, а в каких – ни в коем случае. Два варианта сценария, по словам дочери, принципиальная Валентина Тимофеевна забраковала, одобрила только третий, по нему и снимали; - На главную роль рассматривали несколько десятков кандидатов. В том числе известных артистов. Например, Евгения Цыганова. Но, хоть в особенно сложных сценах исполнителя главной роли и подменял дублер, приходилось и самому довольно много бегать, хватать мяч. Мало у кого из артистов это получалось. В итоге сыграл Александр Фокин. По мнению семьи Яшина, он очень похож на Льва Ивановича. И, кстати, присутствует такое же неуловимое сходство с внуком – Василием. - Москву пятидесятых пришлось дорисовать с помощью компьютерной графики: улицы, а также стадионы, которые сильно отличались от современных; - Съемки длились пять лет. «Но наша задача была – сделать не быстро, а хорошо», - говорит продюсер Олег Капанец. «Зрелый Яшин» Александр Ермаков: «Вдова Льва Ивановича одобрила мою кандидатуру: «Очень похож!» Яшина в зрелом возрасте сыграл актер Малого Театра, народный артист России Александр Ермаков. «МН» побеседовали с ним накануне премьеры. - Как проходили съемки, где? - В Москве: в павильоне и на стадионе. Моя часть – в основном, ночные. Трогательно, интересно. Самое главное в любых съемках - это коллектив: гримеры, костюмеры, операторы, звукорежиссеры, и конечно, режиссёр. Команда сложилась замечательная! Я уже не говорю о партнерах, партнерство – это огромная часть кинопроцесса. - Какие сцены представляли для вас особую сложность? - Сложностей не было. Была актерская задача - точно исполнить волю режиссера. -Вы уже видели фильм целиком, какие впечатления? - Очень хороший фильм, качественная работа. Правильно сделали, что сняли, сегодня этот фильм особенно необходим молодому поколению. И, вообще, всем интересно будет посмотреть историю легендарного вратаря, у которого можно учиться не только спорту – но и отношению к жизни. - Те, кто видел фильм, говорят, вы просто одно лицо с Львом Ивановичем. А вы как считаете? - Может быть. Не знаю, трудно оценивать себя со стороны. Знаю, что пробовалось много актеров. Я во время проб рассказывал о жизни, о футболе, о том, как сильно люблю этот вид спорта… На роль меня утвердила лично супруга Льва Ивановича, сказала обо мне: «Вот этот парень похож, хорошо бы, чтобы он сыграл». - Александр Юрьевич, а расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша актерская карьера? - Я закончил Нижегородское театральное училище (сейчас это город Горький). Получил распределение в Горьковский театр комедии, проработал два года. Затем отслужил в армии. Спустя какое-то время поехал в Харьков погостить к родителям. Проходя мимо Театра Юного Зрителя, зашёл в фойе, стал рассматривать висевшие там фотографии артистов. Подошел мужчина, стал расспрашивать, кто я и что меня так заинтересовало. Оказалось, это был главный режиссер этого театра. Вот, что называется – судьба: он пригласил меня работать, я переехал, а в 27 лет получил звание заслуженного артиста Украины. Один из наших спектаклей - «Письма к другу» - снимал российский федеральный канал, показали в России, и меня пригласили в Москву. Сначала работал в Московском областном драматическом театре имени А.Н. Островского (сейчас – Губернский Театр под руководством Сергея Безрукова – прим.авт), затем в Пушкинском, вспоминаю это время с большим теплом и благодарностью. - А как оказались в Малом Театре? - В театре имени Пушкина мы выпустили спектакль «Семья Ивановых» по Платонову, в течение нескольких лет его посмотрела вся театральная общественность Москвы. Однажды, в 1995 году, раздался звонок из Малого Театра: «Юрий Мефодьевич Соломин интересуется, не хотите ли вы перейти к нам?» Предложение, от которого невозможно отказаться! И я перешел. - Как сложились отношения с Юрием Мефодьевичем? - Очень хорошие. Он - великий педагог, великий художественный руководитель и великий же режиссёр. Конечно, я многому у него научился. - Стал ли Малый театр для вас вторым домом за годы работы? - Почему «вторым» - первым! Считаю, Малый театр - это первый театр в России! Великий театр. Классика. История. Труппа. Драматургия. Малый театр - это всё! - Есть роль, которую хотели сыграть, но не удалось? - Когда был молодым, мечтал сыграть Ромео. Все молодые актеры мечтают о Ромео. Кому-то везло, кому-то нет. У меня не получилось. Всё зависит, какой репертуар в театре, какой режиссер. Но у меня были другие очень хорошие роли, в том числе близкие к Ромео по типажу, характеру. - Фильмография у вас тоже довольно обширная. А какая самая первая роль? - В первом фильме я снялся еще студентом. В наше нижегородское училище приехала киногруппа, выстроили мальчишек – из всех выбрали меня: «Как вас зовут? - Саша. Ермаков. - Мы вас утверждаем, пойдёмте репетировать». Да, так быстро все получилось. Снялся в одном из самых первых сериалов в России, он назывался «Трое против всех». Но, так получилось, мой самый лучший актерский возраст попал на период перестройки, когда ничего не снималось, денег ни у кого не было. Но я ни о чем не жалею. А теперь самого Льва Яшина сыграл! Не молодого, когда тот играл, а в возрасте, когда он уже ушёл из футбола. Играю его переживания, размышления о футболе и о жизни прожитой, на этом заканчивается фильм. На мне фильм заканчивается. Яшин – величайший футболист. Лучший вратарь в мире. Я очень рад, что мне досталась эта роль. Беседовала Александра Васильева. Фото: Кадр из фильма.