Ещё

«Частью какого из миров являешься ты?»: рецензия на фильм «Мечтатели» (2003) 

«Частью какого из миров являешься ты?»: рецензия на фильм «Мечтатели» (2003)
Фото: SM News
Именно картина известного и противоречивого итальянского кинорежиссера , сегодня оказалась у меня под пером, готовая точно так же, как отдельные действующие герои этого фильма, открыто продемонстрировать все свои прелести и загадки.
Бертолуччи не первый раз показывает миру в своих кинолентах, что если человеку нужно сбежать — он сбежит; бегство приравнивается к саморазрушению, а прелесть свободы обманчива.
Когда первый раз смотришь «Мечтателей», то невольно вспоминаешь фильм «Последнее танго в Париже». Обе картины несомненно связанны идейно, представляют собой тонкую психологическую схему, где Бертолуччи грамотно и логично переплетает отшельничество с бегством от реальности, с аморальными проявлениями любви, насилием и смертью.
Само название — говорящее. Только за мечтой главных героев скрывается большее, чем просто желание видеть свою жизнь иначе. Амбиции помешанных на кино, юношеский максимализм, смешивается с осмысленной отстраненностью от мира. Юные брат с сестрой, Изабель () и Тео (), скрываясь в иллюзиях, видят реальный мир под углом своих фантазий и не хотят оттуда выбираться. Они не могут до конца осознать ни себя, ни окружающий мир.
Со всеми вольностями, которые в маленькой квартире больше напоминают «сексуальную революцию», на фоне неспокойного мира Франции 60-х годов, когда студенты выходили с демонстрациями и митингами, Бертолуччи раскрывает психологию «беглецов» на контрасте показывая приземленного, материального и неопытного студента-американца Мэттью (). Который, попадая в фантазийный мир Тео и Изабель, сначала поддается ему, а затем начинает сопротивляться и бежит, понимая, что этот мир уже не изменить.
Но прежде, чем изменять мир, нужно осознать, что ты — его часть. Фраза, которая является девизом всей картины. Ведь именно она, в определенный момент, — после титров в конце — вдруг раскрывается во всем своем многообразии вариантов и проливает свет истины на вопрос: «а что же все-таки хотел сказать Бертолуччи на протяжении почти двухчасовой ленты».
Также как главные герои погружаются в мир кинематографа, оператор Фабио Чьянкетти своей потрясающей светотеневой игрой, акцентами на деталях, погружает нас в этот фильм и не дает вырваться до последнего кадра. Будь то прогнившая оконная рама с видном на дождливый Париж, или обнаженная Изабель в роли Венеры Милосской в черных перчатках выше локтя, появляющаяся в дверном проеме на черном фоне — все показано реалистично, трагично, загадочно. Почти идентичное воспроизведение сцен из других кинолент тоже его немалая заслуга, поэтому рассматривать этот фильм, не упомянув о Фабио Чьянкетти, невозможно.
Своей музыки у «Мечтателей» нет. Она полностью заимствована из других фильмов, но это только прибавляет шарма и наполняет картину своей индивидуальностью, несмотря на явное противоречие этого суждения.
Но игры света и музыка лишь дополняют работу режиссера. Ведь никто кроме Бернардо Берталуччи не смог бы лучше изобразить эпоху волнений 60-х годов во Франции, наравне с этим показывая душевную трагедию чувствительных людей, которых со всего маха бросает жизнь в непосильные обстоятельства: когда не хватает денег на еду, любовь вышла за пределы кинолент и до скрежета зубов ощутима боль утраты и ревности. Тогда-то главные герои вдруг понимают, что не хватает больше фильмов, а безопасный, хрустальный мир иллюзии раскалывается с каждой секундой, и их порочно-мечтательному миру пришел конец.
Ясное разделение реального от вымышленного подталкивает к страшному и тяжелому выбору: либо с новой силой, как никогда прежде, броситься в цепкие лапы фантазий, стирая окончательно какие-либо границы и моральные принципы, либо с холодной головой начать принимать решения.
И только в этот кульминационный момент герои понимают, что столкновение с реальностью неизбежно, а их финал, как и в любой киноленте, за них заведомо написан.
Это не просто фильм про одну из многочисленных эпох с ее историей потерянных людей. Это зеркальное отражение нашей действительности. Ведь прежде, чем что-либо предпринимать, нам нужно осознавать, неотъемлемой частью какого мира мы являемся.
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео