Юрий Кара: Главное в творчестве – нравственные ориентиры! Я не ангажирован никем, кроме зрителей

Фильмы кинорежиссера Юрия Кары («Завтра была война», «Воры в законе», «Звезда эпохи», первая экранизация «Мастера и Маргариты» и др.) еще долго будут греть сердца людей. Очень глубокими остаются и его оценки нашего противоречивого кинематографического сообщества. В этом наш обозреватель смог убедиться, поздравляя мастера с недавно прошедшим 65-летием. - Знаете, Боря, как делать кино, мне в жизни никогда никто не навязывал. Просто всегда следовал заветам своего учителя Сергея Аполлинариевича Герасимова: кино нужно делать сердцем, – начал разговор мастер. – Допускаю, что мои десяток фильмов и двадцать нереализованных сценариев ценятся гораздо больше, чем бесконечная череда современных сериалов. - Работаете сейчас над новым фильмом? - Еще в 90-е годы прочел книгу Геннадия Черкашина «Бриг «Меркурий». Тогда и загорелся этой идеей. Подвиг русских моряков в 1829 году, сражавшихся на маленьком бриге против двух огромных турецкий линкоров. 18 наших орудий против 200 турецких! Но в неравной схватке с врагом наши выстояли! Сценарий готов, прошел защиту в Военно-историческом обществе. Все сценарии к своим фильмам пишу сам. Потом ищу к текстам кинематографический эквивалент. Так и получается авторское кино. Ходил на прием к министру обороны Сергею Шойгу. Министерство обороны отправило меня в Севастополь на Черноморский флот. Обсудили с моряками примерный план действий. По технологиям фильм просто обязан превосходить распиаренные «Пираты Карибского моря». Победные традиции русского флота должны жить. И в апреле этого года наш президент вместе с министром обороны, закладывали четыре военных корабля, один из них назвали «Меркурием». - Рассчитываете пригласить исключительно отечественных звезд? - Экран – капризная штука. Общемировая тенденция такова: мода на мужские и женские экранные лица меняется стремительно. У нас экранные герои - Гоша Куценко, Хабенский, Миронов, Машков, Козловский, сейчас вот Саша Петров на плаву. Но такое впечатление, что у Миронова какие-то недотянутые, быстротекущие что ли роли. Не слишком-то впечатляют. Хотя сыгранные персонажи знаковые – Ленин, Николай Второй, Достоевский, князь Мышкин. Кто из мужчин-актеров может достойно сыграть роль командира брига Александра Казарского? Сохранился даже пушкинский рисунок его профиля. Посмотрим, короче. Так сложилось, что во всех своих фильмах я открывал в основном новые женские имена: Ирина Чериченко, Наташа Негода – «Завтра была война», Аня Самохина – первое ее появление перед публикой было в фильме «Воры в законе», Марина Александрова – «Звезда эпохи». - По жизни выходит, что любимые ваши актеры - Сергей Никоненко и Владимир Стеклов. - Ну, с Никоненко мы люди одной группы крови, учились во ВГИКе у одних педагогов. Начал снимать его с самого первого своего фильма. Может, Стеклову я тоже с судьбой помог. Роль в фильме «Воры в законе» по сути его первая значимая. Помню в Одессе на фестивале «Золотой Дюк» ко мне подошел Марк Захаров и удивленно спросил, показывая на Володю: «Где Вы нашли такого артиста европейского уровня? Вот это класс!» И тут же пригласил Стеклова к себе в театр. - Поиск денег на съемки фильмов, похоже, самое сложное дело в вашей профессии? - Величайший американский кинорежиссер Орсон Уэллс как-то сказал: «95 процентов жизни я провел в поисках денег на свои фильмы». В связи с юбилеем сделал взгляд назад: ну, да, десять фильмов снято. Но сил еще много. Дали бы хоть один еще успеть сделать! Что теперь вспоминать, первый мой фильм «Завтра была война» имел огромный успех. Его купили 48 стран. Хотя поначалу это была лишь дипломная вгиковская работа. И два года его на большой экран не пускали. Но ведь двадцать-то сценариев так и не реализовано. - Только возможная экранизация романа «Тавро Кассандры» Чингиза Айтматова чего стоит! Это мог быть проект мирового уровня! Почему зарубили? - В этом фильме должны были сниматься Кашпировский, Валерий Леонтьев. Первый грозился провести из космоса грандиозный целительный сеанс, второй - спеть новые песни. Но они не прошли медицинский отбор. Обычно в космонавты подбирают парней из военных летчиков – здоровяков с соответствующей подготовкой. А в отряд попадает только один из десяти таких! Врачи вообще не верили, что среди актеров найдется хоть один здоровый. Юрий Васильев из театра Сатиры, пробовавшийся на главную роль, после прокрутки на центрифуге попал в состояние клинической смерти. Еле-еле откачали. А вот Володя Стеклов, Оля Кабо и Наташа Громушкина все испытания прошли успешно. Стеклова реально подготовили к полету на станцию «Мир» по всем параметрам. Он до сих пор на этом здоровье детей рожает. Подготовка шла больше года, включая исследования в институте медико-биологических проблем. Даже кресло космонавта специализированное по фигуре слепили с индивидуальным ложементом. Одно такое устройство стоило тогда бешеные деньги. Все было готово к полету. Но нужно было еще найти три миллиона долларов. А где? Зарубежные инвесторы подвели. Нормальных продюсеров в те времена рядом не было. Так все и зависло. А космические начальники, управляющие полетами, безапелляционно заявили: «В космосе зайцев не будет!» - Странная история. Ведь Стеклова готовили в Звездном городке на официальном уровне. Но в космос он так и не полетел. - Казалось, все оговорили и спланировали. В Звездном городке была построена точная копия станции «Мир», где тоже готовились проводить съемки. Экипаж должен состоять из трех человек: актер Стеклов, командир корабля Александр Калери, выполняющий роль оператора и бортинженер Сергей Залетин. В итоге эти два космонавта в космос и полетели. А Володю отцепили в самый последний момент. За несколько дней до старта в марте 2000 года он был выведен из экипажа. Хотя съемки в космосе должны были составить пятую часть картины. Только представьте - первый художественный фильм, снятый за пределами Земли! Какая могла быть реклама России! - По фильму космонавт не хочет возвращаться на Землю. Может, из-за этого и запретили полет? Сами же готовили-готовили, а, прочитав до конца сценарий, за голову схватились… - История у мудрейшего Айтматова такая: ученый-космонавт, в знак протеста против земных законов ставший космическим монахом Филофеем, изобрел прибор с особыми лучами, находящими связь с эмбрионами детей на Земле. Не рожденные еще дети, предчувствуя свою судьбу, подают сигналы, что не хотят рождаться. Эти сигналы, появляющиеся на лбу беременной женщины при облучении, и есть тавро Кассандры. Монах призывает землян осознать, что все зло, творимое ими, причиняет страдания будущим поколениям. Мир задыхается от жестокости и насилия. Но когда перестанут рождать дети, человечество погибнет. - Помнится, в связи с этими съемками была еще какая-то история со знаменитым режиссером Джеймсом Кэмероном? - От Кэмерона, собравшегося снимать фильм про миссию на Марс, в Российское космическое агентство действительно пришло письмо с просьбой проконсультировать, как нужно снимать в космосе. Типа, возьмите с собой в полет. Там было и обращение ко мне, как к режиссеру. Ему дали понять, что это стоит 20 миллионов долларов. С российскими специалистами Кэмерон, кстати, уже работал. Помните, для съемки «Титаника» он арендовал российское судно «Академик Келдыш» с глубоководными батискафами «Мир». Но так никому и не заплатил. Снял все на халяву. А ведь снимал затонувший корабль, спускаясь на большую глубину двенадцать раз. Правда, премьеру фильма, как и обещал, провел в Калининграде. Сын запретил Вертинской «голые сцены» - Правда, что «Мастер и Маргарита» заинтересовал голливудских продюсеров? - Да, Харви Вайнштейн засылал в Россию своих представителей. Очень хотел купить фильм для проката. Но у них ничего не получилось. Позже мы встречались с Вайнштейном в Каннах. «А, это тот режиссер, о фильме которого все говорят, но никто не видел!» ,- сказал Харви с ухмылкой. Видел, как вокруг него бегали на цыпочках заискивающий Тарантино и другие. А секс-скандал вокруг него? Вряд ли такой достойный человек мог к кому-то «приставать»? Это на него женщины сами вешались пачками! - Юрий Викторович, скажите, откуда тогда такое точное попадание в роли? В вашем «Мастере и Маргарите» будто все актеры-персонажи Булгакова из книги вышли. - Наш учитель Сергей Герасимов говорил, что пробы лучше проводить в своей голове. Зачем обижать, унижать талантливых людей-актеров и заранее готовить им «похоронки»? Но пробы я все же проводил. В «Мастере и Маргарите» человек до двухсот пробовалось! На роль Маргариты, кстати, рассматривались Анна Самохина, Оля Кабо, Лена Майорова, Вера Сотникова, Ирина Алферова и другие самые красивые актрисы того времени. Причем, они сами приходили. И все были заряжены на самопожертвование ради любимого человека – Мастера. Такое истинное свойство русской женщины. - Но всех красавиц победила именно Анастасия Вертинская. Сыграли роль ее колдовские чарующие глаза? - Как говорит Коровьев: «Порода. Кровь. Праправнучка французской королевы». Хотя все дамы были замечательные. И я даже пребывал в некоторой растерянности от того, что в итоге должен был сделать окончательный выбор. Да, Вертинская оказалась вне конкуренции. В жизни и творчестве она вообще никогда не разменивалась на мелочи и суету. «Ну, посмотри в телевизор», - говорила она мне. – «Очередная «звезда» на кухне. Ну, разве настоящая звезда может быть на кухне?» Так ее внешняя скромность и внутренняя одухотворенность сыграли свою роль. При всем при том, что во МХАТе Настя сыграла почти всех чеховских героинь, Маргарита ее по-настоящему зажгла. Вертинская накупила в Израиле каких-то редких тканей, ее обшивала специальная модистка из ЦК КПСС. И снималась, кстати, без дублерш. И полет над Арбатом мог запросто обернуться катастрофой. Сложный трюк выполняли с помощью пожарной машины. - Процесс раздевания героини Вертинской складывался легко? - Вертинская - актриса опытная. За три дня до съемок она села на воду с лимоном. Очистила организм. Выглядит на экране прекрасно. Хотя потом уже на озвучании возникли проблемы: Настя пришла грустная и сказала, с что сын Степан запретил ей «голые сцены». Хотя все уже было снято. Должна же гордиться, что с таким прекрасным телом снялась. И съемки прошли деликатно, без всякой пошлости. Ну вот, Захарова снялась, не стесняясь, голой в роли Гелы. Не поверите, на роль Маргариты пробовалась молоденькая со смешными кудряшками Катя Андреева. Та которая давно ведет программу «Время» на Первом канале. Но для такой роли она была слишком уж молодой. Предложил Кате изменить прическу, сделав ее более приглаженной что ли. Ей понравилось. С тех пор она прическу и не меняет. Не обошлось и без драмы: актриса Ирина Метлицкая, мечтавшая сыграть эту роль, мчалась на пробы вместе с мужем Сергеем Газаровым. Попали в жуткую аварию. Долго лежала в больнице, сильно переживала. - А на роль Иешуа сразу нашелся актер? - Выбор мужчин, пробовавшихся на роль Иешуа, тоже мог стать большой проблемой. Все-таки это Дух Святой в образе человека. Кто и как такое может сыграть? Фактически нужно отрешиться от всего земного и подняться до тех истин-высот, которые проповедовал Христос. Возможно ли это вообще сделать человеку земному? И, знаете, Иешуа мог ведь сыграть Борис Плотников. Помните его в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение»? Ну, просто отрешенные от всего земного страдающие глаза Христа! Но тут пришла удача в лице самого Бурляева, которого, как ни странно, я приглашал на роль Ивана Бездомного. «Попробуй меня. Лучше не найдешь!», - просто сказал Коля. Как актер смог подняться над суетой мирской, остается для меня загадкой. Но вот же смог! Этот образ стал главной удачей фильма. И Вертинская и Бурляев считают свои роли в этом фильме своими любимыми. - А что скажете про одноименный сериал Владимира Бортко 2005 года? - Его съемочную группу наводили на те места, где снимали мы. В том же Судаке, кстати, они ставили кресты в те дырки, которые мы выбили когда-то в скале. У Булгакова это все же чисто московская история с Патриаршими прудами, уютными двориками. Снимать такую вещь в холодном Питере - душу его потерять. Наше кино во главе мировых кинопроцессов - Что Вас волнует сегодня в российском кино? - Засилие американских фильмов продолжается. Больше миллиарда долларов в год они гребут с нашего рынка! Путину об этом я говорил. Конечно, у нас не такие громадные бюджеты… Но зачем же кормить чужаков? Кино сегодня идет по двум направлениям – блокбастеры с их острыми сюжетами и комбинированными съемками и простые человеческие истории. Наше кино всегда стояло во главе мировых кинопроцессов. Русские эмигранты и голливудские студии организовали. А «Броненосец Потемкин» навсегда останется в истории величайшим фильмом-сражением. А «Летят журавли» будут смотреть вечно за сердечную теплоту, льющуюся с экрана. Засилье же легковесных триллеров на штампованные американские сюжеты убивает искусство. Такая вторичность плодит вторичных режиссеров и продюсеров. Быть на задворках совершенно не наше место ни в политике, ни в экономике, ни тем более в кино! Когда-то я обращался к Герману Грефу, тогдашнему министру экономического развития, с предложением сделать на рынке хотя бы двадцать пять процентов нашего кино. «Нет, нет, да вы что? Американцы тогда в отместку перестанут покупать нашу сталь!», - вот и весь ответ. Говорят, доля нашего кино все же растет. Но, похоже, только на бумаге. Да, хорошее российское кино в кинотеатрах идет. Правда, частенько не в очень удобное для зрителей время. - Специалисты говорят, что все беды наши от малочисленности кинотеатров… - Если принять программу и за год-два построить сеть современных кинотеатров, кинематограф сразу может нормально задышать. Потому что фильмы начали бы самоокупаться. В США кинотеатров 45 тысяч. Нам нужно хотя бы 25 тысяч. С 2,5 тысяч имеющихся сегодня в стране экранов нормальные деньги собрать нереально. А ведь в СССР кино было на втором месте по прибыльности после водки. - Хотя успехи фильмов патриотического направления типа «Движение вверх» или «Легенда №17» налицо! - Ну, успех одного фильма в год это, конечно, «мощный» показатель успеха! А возьмите какой-нибудь многомиллионнодолларовый «Дуэлянт»! Обычная подделка под стилистику романов Шерлока Холмса распиаренных ожиданий не оправдала. Но Фонд кино поддерживает лишь несколько крупных компаний, выпускающих фильмы. Хотя выглядит это все достаточно сомнительно. - Вы ведь могли стать политиком и заседать в Госдуме. Почему не случилось? - Так, наверное, лучше для меня. Судьба хранит. Знаете, творческим людям, ставшим политиками, очень сложно оставаться художниками. Примеров немало: Ульянов, Рязанов, Климов. - С чем связано, что две ваши известные картины по сути блокировались родственниками их героев? - «Мастер и Маргариту» мы закончили в 1993 году. Творчество Булгакова считалось тогда общественным достоянием. И наследные права имели временную протяженность в15 лет. В 1994 году Госдума приняла решение продлить их до 50-ти. Вот тут непонятно откуда возникшие «дети» бездетного Булгакова начали править бал, обдирали книгоиздательства и подавать в суды на создателей фильмов. Ими оказались родственники его вдовы Елены Сергеевны. А со «Звездой Эпохи» сложилось так: у Константина Симонова оказалось трое наследников. Его сын Алексей, видимо, на почве эдипова комплекса (отец бросил мальчика в полтора года), заявил, что стихи, которые мы использовали, были посвящены не Серовой: «Я запрещаю читать стихи. Они написаны моей маме!» Вот же в сборнике, говорю, указано: «Посвящается Серовой». Тот - ни в какую! Пришлось менять на стихи других поэтов о войне. - И напоследок, чем должен руководствоваться в жизни и творчестве человек вашей профессии? - Главное все же, пусть не покажется это кому-то странным, нравственные ориентиры.

Юрий Кара: Главное в творчестве – нравственные ориентиры! Я не ангажирован никем, кроме зрителей
© Экспресс газета