Любимый фильм Сталина: как «Чапаев» стал легендой
85 лет назад в кинотеатрах СССР начался показ фильма Сергея и Георгия Васильевых «Чапаев». кинокартина превратила в миф Василия Чапаева и сама стала легендой. Говорят, в предвоенные годы был проведен такой эксперимент. В Московский дом кино (ныне — Центральный дом кино) зашел соседский мальчуган лет десяти-одиннадцати. Показали ему подлинные фотографии Чапаева. «Кто это?» — «Чапаев». — «Не похож», — решительно заявил мальчик, который мыслил героя только в облике актера Бориса Бабочкина и никакого другого Чапаева признавать не хотел. Такова была художественная сила знаменитого фильма. Весной 1933 года режиссеры «Ленфильма» однофамильцы Сергей и Георгий Васильевы получили сценарий Анны Фурмановой, вдовы автора повести о Чапаеве Дмитрия Фурманова. История заинтересовала Васильевых, но их не устроило, что главным героем был не сам Василий Иванович, а комиссар, то есть сам Фурманов, служивший в дивизии Чапаева. Режиссеры переработали текст и в конце того же года подали заявку на съемку фильма «о руководящей роли партии в эпоху становления Красной армии». Задача у Васильевых была, говоря по-ленински, архисложная: угодить и зрителям, и критикам, и, что самое важное, руководству партии. И им это удалось. — «Чапаев» стал картиной, которая вывела советское кино на новый уровень, — рассказал «Вечерке» киновед Александр Шпагин. — Фильмы в начале 30-х годов были «агитпопные», поэтому люди предпочитали сидеть дома, гулять в парках, но только не ходить в кинотеатры. Массовому зрителю хотелось нормального, человечного кино. Таким фильмом и стал «Чапаев», картина внятная и зрелищная. С живым, а не плакатным героем. И именно после «Чапаева» такие персонажи в нашем кино стали популярны и востребованны. Таковых масса в советских фильмах, да и в российских тоже — взять ту же «Ликвидацию» с Давидом Гоцманом или даже «Брата» с Данилой Багровым. Когда главный герой — свой, узнаваемый, настоящий, из народа. Найти актера на роль Василия Ивановича Чапаева было не так-то просто. Сначала роль прочили Николаю Баталову (дяде Алексея Баталова), который играл в фильмах «Мать» и «Путевка в жизнь». Однако актер от нее отказался: то ли от большой занятости, то ли из-за надоевшей ему темы революции и Гражданской войны. В итоге на роль Чапаева утвердили внешне похожего на Баталова актера — Василия Ванина. Но с первых же дней работы с ним Васильевым показалось, что Ванин не справляется с поставленной перед ним задачей, и его решили заменить. Проводить, говоря современным языком, кастинг актеров на главную роль Васильевым активно помогал исполнитель роли Петьки — Борис Бабочкин. — Доказывая им негодность некоторых кандидатур, я без всякой задней мысли в качестве аргументов предъявлял режиссерам Васильевым такие черты потенциального актера, что они просили меня попробовать грим. Так я надел шапку и наклеил усы. Потом запел «Черного ворона», — вспоминал потом сам Бабочкин. Так Васильевым стало ясно: Борис Андреевич будет играть не Петьку, а самого Чапаева. На роль Петьки определили Леонида Кмита, а роль Анны была поручена Варваре Мясниковой, работавшей с Васильевыми в их первых фильмах. Эта же актриса впоследствии снялась в роли доброй феи в знаменитом фильме «Золушка» по сценарию Евгения Шварца. Между прочим, в романе Фурманова никакой Анкипулеметчицы нет. Ее придумали Васильевы по требованию Иосифа Сталина, который пожелал, чтобы в будущем фильме был персонаж, отображающий роль женщины в Гражданской войне. А имя боевая подруга Петьки получила в честь той самой Анны Фурмановой, вдовы писателя-комиссара. 4 ноября 1934 года «Чапаева» показали Политбюро во главе со Сталиным. Его реакция, само собой, призвана была определить судьбу фильма. Руководивший тогда советской киноиндустрией Борис Шумяцкий пристально смотрел за тем, как вождь реагирует на фильм. Сначала все были напуганы: Сталин сурово глядел на экран, но, увидев, как в одной сцене Чапаев спрашивает Фурманова: «А как думает комиссар?» — вождь понимающе отметил: «Это он его прощупывает». На этом наблюдения Шумяцкого не закончились. В своем дневнике он пишет, что фильм настолько понравился Сталину, что к весне 1936 года он пересмотрел его 38 раз. После этого статистика уже не велась, поскольку Бориса Шумяцкого в скором времени арестовали и расстреляли. Еще одну легенду о первой и самой важной демонстрации фильма рассказал «Вечерке» кинорежиссер Павел Лунгин: — Говорят, посмотрев картину в первый раз, Иосиф Виссарионович долго и молча раскуривал трубку. Настолько долго, что один из Васильевых не выдержал нервного напряжения и упал в обморок — решил, что все, арест и расстрел. В итоге, как мы знаем, все вышло ровно наоборот. Кстати, у Васильевых были готовы три альтернативных финала картины. В первом — Чапаев тонет, пытаясь переплыть Урал. Во втором — войска красных маршируют по освобожденному Лбищенску. Картину дополняют слова Чапаева, сказанные раненым Анке и Петьке: — Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди». Третий финал снимали в яблоневом саду города Гори, на родине Сталина. Анка играет с детьми, рядом — Петька, который уже возглавляет стрелковую дивизию. И вновь — голос Чапаева: — Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо! В итоге был выбран первый вариант концовки, в котором Василий Иванович все-таки героически погибает. Выход «Чапаева» на широкие экраны произвел ошеломительный эффект — фильм моментально обрел безумную популярность, которая и не снилась современным блокбастерам. На премьерном показе после финальной сцены люди не стали покидать зал, который при этом буквально погрузился в тишину. Вмешаться в итоге пришлось директору кинотеатра: — Товарищи, это все, — объявил он. Зрители пересматривали «Чапаева» по нескольку раз — на каждом показе были аншлаги. За первый год проката фильм увидели свыше 30 миллионов советских граждан. В наши дни такое представить невозможно. У кинотеатров выстраивались огромные очереди за билетами. Чтобы успеть приобрести заветный пропуск в кинозал, некоторые, как случается в наши дни перед презентацией новеньких гаджетов, ночевали перед кассами. — Это был фильм, который полностью попал в точку, — сказал «Вечерке» старший научный сотрудник ВГИКа, историк кино Сергей Каптерев. — Во-первых, это было начало советского звукового кино. Несмотря на то что звук не был технически совершенен, его использовали блестяще. Второе — это актеры, которые превосходно сыграли свои роли. У каждого была своя интонация, фразы, ставшие шутками и ушедшие в народ практически сразу. Интересно, что популярность фильма не рассеивалась с годами. Подтверждением тому служит тот факт, что прокат «Чапаева» был возобновлен в 1968 году, через 34 года после выхода картины в свет. — Это кино и в ранние, и в поздние времена у зрителей оставляло очень сильное впечатление, — считает Павел Лунгин. — Это кино, которое заставляет тебя забыть обо всем, захватывает с первых мгновений. И смотреть его можно бесконечное количество раз. Ремейк невозможен Знаменитого командира еще несколько раз пытались показать на экране. Существует даже мини-продолжение фильма про комдива, причем в кадре снова появляется Борис Бабочкин. Ролик идет около пяти минут, он снят в начале Великой Отечественной войны. Для его создания Чапаева пришлось «оживить». По сюжету, он не погибает в реке Урал, а выплывает на берег и кричит «По коням!». После этого произносит пронзительную речь, призванную поднять дух советских солдат. По сути, это первый в истории советского кино сиквел, то есть продолжение оригинального фильма. В ХХI веке в роли Василия Ивановича появлялись Сергей Никоненко («Парк советского периода», 2006 год) и Иван Охлобыстин («Чапаев-Чапаев», 2013 год). Но ни одна из попыток возродить Чапаева не увенчалась успехом. — Снять кино, подобное «Чапаеву», сегодня невозможно, — считает Павел Лунгин. — Время, когда создавали этот фильм, было романтическим. Это была эпоха влюбленности в революцию. Мы можем повторить сюжет, характеры героев. Но атмосферу воспроизвести уже нельзя. Проверка на дорогах Ходят легенды, что популярность фильма «Чапаев» помогала в годы войны ловить немецких диверсантов. В картине есть эпизод, где Василий Иванович устраивает штабные игры при помощи чугунка вареной картошки. Этот момент мог с легкостью пересказать почти любой советский человек. С вызывающими подозрение в шпионаже личностями проводили простой тест. Вываливали чугунок картошки и спрашивали: «Отряд следует походным порядком. Где должен быть командир?» Любой ответ, кроме «Впереди, на лихом коне», выдавал шпиона. Наследие Неоценимый вклад Васильевы внесли в народный фольклор: Чапаев, Петька и Анка стали героями огромного количества анекдотов. Рассказывают, что первыми сочинять анекдоты о Чапаеве стали студенты профессора ВГИКа Бориса Бабочкина, которого за глаза называли «Василь Иванычем». У Бабочкина был крутой нрав, поэтому студенты его побаивались, рассказывая за его спиной ехидные байки о «Чапае». Говорят, что именно с тех пор в народе и повелось сочинять анекдоты про комдива. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ В Гражданскую войну Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, в состав которой входила 25-я чапаевская дивизия. «То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется случайностью... Может, я и встречал его, только не знал, кто это... Я пел те же песни, которые пел Чапаев, знал тот простой и колоритный язык, умел носить папаху так, чтобы она неизвестно на чем держалась», — говорил актер. Читайте также: Николай Найденов. Купец, банкир и москвовед в одном лице