Олег и Лионелла Стриженовы: любовь с первого кадра

Самому красивому артисту советского экрана Олегу Стриженову в этом году исполнилось 90 лет. Творческая судьба его счастливая, но, к сожалению, уже много лет Олег Александрович не снимается. Последний раз он сыграл главную роль в фильме Владимира и Ольги Басовых «Вместо меня» в 2000 году. Он не захотел размениваться и искренне не понимал, как это возможно стать звездой, сыграв в проходном сериале проходную роль. Сейчас Олег Александрович посвящает время рисованию (у него профессиональное художественное образование) и книгам. «Я буду звать вас Ли!» В марте 1955 года на экраны вышел фильм «Овод» (экранизация одноименного романа Этель Лилиан Войнич). В главной роли – молодой актер Олег Стриженов. Фильм вошел в тройку лидеров кинопроката и собрал более 39 миллионов зрителей. Некоторые смотрели картину по двадцать раз кряду. Впервые Лионелла увидела Стриженова в «Оводе» Лионелле Скирде в ту пору едва исполнилось семнадцать, она училась в школе. Посмотрев «Овод» первый раз, не могла оторвать взгляда от Стриженова и потом бегала в кинотеатр чуть ли не каждый вечер. У нее в голове вертелась одна и та же мысль: «Обязательно стану актрисой, обязательно встречусь со Стриженовым». Лина занималась в драмкружке при Доме ученых в Одессе. Летом того же 1955 года она шла с занятий и увидала в переулке толпу. Зеваки столпились плотным кольцом вокруг веревочного заграждения. Лина пробралась между спинами вперед и обомлела. Посреди площадки, освещенный заходящим солнцем, с оголенным загорелым торсом и смоляной челкой на лбу, стоял… Стриженов. Снимался фильм «Мексиканец». Лина хотела было перешагнуть через заграждение, но помощник режиссера закричал на нее, а Стриженов, обернувшись на шум, сказал: «Ты что не пускаешь такую девочку?» И взяв Лину за руку, ввел ее на съемочную площадку. – Вы случайно не Джина Лоллобриджида? (От бабушки-болгарки Лина унаследовала черные глаза и пышные темно-каштановые волосы.) – Меня зовут Лионелла, – тихо ответила она. – Какое красивое имя! – восхитился Стриженов. – А я буду звать вас Ли. Юная Лионелла Скирда И тут помреж утащил актера в кадр. После съемок Стриженов сразу вернулся на то место, где должна была быть Лина. Зрители еще не все разошлись. Но чудной девушки нигде не было. На следующий день киноэкспедиция отбывала в Ялту. За Линой ходили толпы поклонников В ГИТИС Лионелла поступила через год после окончания школы. Еще студенткой стала сниматься в кино. Первый фильм – оперетта Дунаевского «Вольный ветер», где она сыграла Стеллу, а музыкальную партию за нее озвучила Галина Вишневская. Съемки проходили в Ялте в 1960 году. Ялта, жемчужина Крыма, в то время кишмя кишела знаменитостями. Там работали киноэкспедиции с разных киностудий, а в санатории ВТО «Актер» отдыхали артисты и кинорежиссеры. За Линой ходили толпы поклонников, маститые киношники, вздыхая о ее красоте, присылали ей в гостиничный номер корзины цветов. Олег Стриженов только что взял еще одну высоту: сыграл Германа в фильме-опере «Пиковая дама», и уже предстояла новая съемка – роль Лаевского в экранизации повести Чехова «Дуэль». На две недели Олег приехал в Ялту отдохнуть. Лионелла, хотя и жила уже три года в Москве, ни разу не встретила Стриженова. Но она не забывала о нем и мечтала, чтобы судьба свела их на съемочной площадке. Стриженов, отдыхая в Ялте, часто слышал от коллег, что у Трауберга в «Вольном ветре» снимается необыкновенная девушка. – Такая фигура, такой бюст, такая талия! – восхищались знатоки. А однажды на набережной актер встретился со вторым режиссером картины Наташей Птушко. – Приходи завтра к нам на съемку в порт, – сказала она Олегу. – У нас такая прекрасная героиня, и, кстати, она влюблена в тебя. Съемка была в самом разгаре, когда Стриженов появился в порту. Гремела музыка, герой и героиня на платформе подъемного крана высоко над землей пели. Лина увидала Стриженова сразу. Он стоял с Наташей и что-то ей говорил. В его оценивающем, чуть исподлобья взгляде, в манере держаться было столько мужского обаяния, ну прямо лев перед прыжком! Одна только его походка убила Лину наповал. И вдруг он исчез, будто испарился. А уже через два часа Олег плыл на теплоходе «Грузия» в Сочи. Они обнялись и поцеловались на глазах у всех Наступил 1962 год. Олег вернулся из Киева со съемок в фильме «В мертвой петле» в Москву и в первые январские дни заглянул в ресторан ВТО. Он сидел за столиком с актером Владимиром Сошальским и, обведя зал рассеянным взглядом в поисках других знакомых, обомлел. В конце зала в окружении друзей сидела Лионелла. Олег поднялся из-за стола. Лина в тот же миг обернулась, ее глаза расширились от удивления, она тоже поднялась и пошла навстречу. В центре зала они обнялись и поцеловались на глазах у всех. Они не расставались целых четыре месяца. Но их роман все время прерывался разлуками. Наступило лето. Олег снова уезжал в Киев. А Лина – с Драматическим театром имени Станиславского на гастроли в Куйбышев. Прощаясь, Олег говорил: «Вернемся – всё расставим по местам». – «Да-да», – соглашалась Лина, глядя ему в глаза, а про себя думала: «Мы с тобой не увидимся больше никогда». Ей казалось, что их отношения даются ему легко. Лина знала, что у Олега жена и дочь Наташа, а бабушка говорила Лине, что на чужом несчастье счастья не построишь. С первой женой – Марианной – Олег познакомился на съемках картины «Овод» Письмо из Парижа В дом на Смоленской, где жила Лина, переехал известный кинорежиссер Иван Александрович Пырьев. Как-то утром, когда Лина вышла из дома, с балкона седьмого этажа ее окликнула знакомая актриса: «Поднимись к нам!» Лина, конечно, знала Пырьева, но тут ей представился случай познакомиться с ним лично. Ее поразило, что Иван Александрович плохо выглядел и во всем его облике была какая-то потерянность. Пырьев почувствовал в Лине невольное участие к себе и в тот момент, когда все перестали обращать внимание на них, вдруг стал плакаться ей на жизнь. Лина была так поражена, что даже забыла про чай и так и сидела с полной чашкой в руках. Пырьев в тот момент переживал драму. Его бросила любимая – актриса Людмила Марченко. Лину очень растрогала откровенность этого немолодого, годящегося ей в отцы человека. И она не заметила, как рассказала ему про свою несчастную любовь. – Бедненькая ты моя! – по-бабьи всплеснул руками Пырьев, услыхав имя Олега Стриженова. Он подвез Лину на своей машине в театр и напоследок сказал: «Будет паршиво на душе – звони». Паршиво на душе у Лины стало сразу, как только она уехала на гастроли в Куйбышев. И она позвонила Пырьеву. – Хочешь в Москву? – спросил он. Лине в тот момент показалось, что Олег в Москве и Пырьев об этом знает. – Я пришлю тебе вызов. Встретил ее на вокзале сам Пырьев с цветами. Дома их ждал накрытый стол. Три дня Лина гостила целомудренно у Ивана Александровича. И у нее не было никакой возможности разыскать Олега. Пырьев каждый вечер вел ее то в ВТО, то в гости, то у него собирались друзья. Прощаясь, Пырьев подарил Лине палехскую шкатулку. Она открыла – а там фотография Ивана Александровича с собакой и на обороте надпись: «Той, которая для меня – всё!» Лина вспыхнула и, взмахнув длинными ресницами, бросила взгляд на режиссера: – Я не могу вам сказать ни да, ни нет. Дайте мне уехать! Лина догнала свой театр в Горьком, и там ее свалила ангина. Пырьев разыскал ее по телефону и пообещал «достать» в Кремлевке лимоны и прислать с поездом. Но вечером на пороге стоял он сам с цветами и пакетами, в которых было все, в том числе и лимоны. То обстоятельство, что 61-летний Пырьев женился на малоизвестной 24-летней актрисе, стало сенсацией. Околокиношная Москва долго гудела по этому поводу. Новость о том, что Лина вышла замуж за Пырьева, убила Стриженова. Он тогда был в Париже, отмечал Рождество. Олег не находил себе места и сел писать Лине письмо: «Любимая моя, дорогая моя Ли! Тебя нет рядом, и мир рухнул…» Встреча в Одессе 20 лет спустя Пырьев экранизировал роман Достоевского «Братья Карамазовы». Лионелла Пырьева сыграла Грушеньку и прославилась. За все шесть лет брака Пырьев никогда не ревновал Лину к Стриженову. Лина тоже не спрашивала мужа, помнит ли он свою старую любовь. Даже когда шел по телевизору пырьевский фильм «Белые ночи», где играли Стриженов и Марченко, они не поднимали эту тему. Но однажды Иван Александрович сказал: «Я, может быть, скоро умру. Ты молода. Я хотел бы, чтобы ты вышла замуж за Стриженова». Он все знал про себя, про свое больное сердце. Умер он на рассвете во сне… Лионелла с первым мужем Иваном Пырьевым на съемках фильма «Братья Карамазовы» В 1975 году Петр Тодоровский снимал фильм «Последняя жертва». Вот и сбылась мечта Лины – судьба свела ее на съемочной площадке со Стриженовым. Лина была необычайно хороша в образе графини Круглой. И Олег понял, что любит ее по-прежнему. Летом он приехал со МХАТом в Одессу и сразу вспомнил, как двадцать лет назад таким же прекрасным летом впервые увидел чудную девочку Ли. И вдруг выясняется, что Лина тоже в Одессе и выступает в Летнем театре парка имени Шевченко. Он поспешил туда. Лина встретила его тепло. Он пригласил ее в ресторан. – Я приду, но не одна, а с Аллой Ларионовой. Когда актрисы в вечерних платьях вошли в ресторан гостиницы «Лондонская», публика, сидевшая там, зааплодировала, а некоторые мужчины встали. Оркестр заиграл медленный фокстрот «Маленький цветок». – Ты помнишь наш «Маленький цветок»? – спросил Олег Лину. Конечно, она помнила. Лина уже знала, что Олег свободен. Его второй брак тоже распался. Вскоре Стриженова вызвали в Москву на озвучивание картины «Последняя жертва». Лина тоже была там. Боясь ее снова потерять, Олег рухнул при всех перед ней на колени и сделал официальное предложение… И вот уже почти полвека они с Лионеллой живут вместе в счастливом браке. Олег и Лионелла Стриженовы счастливы в браке почти полвека

Олег и Лионелла Стриженовы: любовь с первого кадра
© ИД "Собеседник"