10 классных фильмов 2019 года, которые вы легко могли пропустить. А зря!
Ева.Ру собрала вам подарок к праздникам — 10 фильмов 2019 года, которые могли пройти мимо зрителя, замотавшегося в бесконечной городской беготне. Пригодится на длинных праздниках. К сожалению, реальность кинопроката жестока, как судьба: если у фильма нет бюджета на маркетинг или он попадает в категорию авторских, то многие зрители его не увидят. Он пройдет на двадцати экранах в Москве, Санкт-Петербурге и еще паре городов. Ни растяжек, ни рекламы на Первом канале — ничего такого, что заставит вас бежать в кинотеатры. Мы решили восполнить пробел и достали из своего дедморозовского пакета список из 10 картин 2019 года, которые можно было не заметить, но на каникулах точно найдется время. «Брачная история» На самом деле это история развода, которая вышла в декабре на стриминг-сервисе Netflix. Адам Драйвер и Скарлет Йохансон играют очень реалистичную пару — с настоящими проблемами, настоящими ссорами, настоящим разводом. Именно таким, какой мог быть у ваших друзей или соседей. Режиссер Ноа Баумбах, мастер камерных и личных историй, намеренно не выбрал отчаянно драматический сюжет, где женщина уходит от мужа, потому что он пьет-бьет-гуляет. У него женщина уходит, потому что теряет себя, и наверняка многим зрителям эта причина покажется надуманной. Но на самом деле это самая типичная проблема — именно женщина обычно растворяется в браке, мужчина продолжает жить своей жизнью, у него все хорошо, он даже не замечает, что с женой что-то не так, а обещания, данные ей когда-то (вернуться в ее родной город, помочь ей с режиссурой) — да кто же их помнит, эти обещания? Баумбах дает женщине право выбрать себя, свою жизнь и свои мечты. Он не загоняет героев в отчаяние, они разведены по углам, точнее, разделены дверью (вы вспомните эту сцену, она очень поэтична!), и у них есть надежда. В наше время, когда борьба за женские права порой принимает нелепо агрессивные формы в кино, тихий и спокойный голос Баумбаха особенно ценен — просто каждый имеет право на счастье. «Паразиты» Победитель Каннского фестиваля, и пропустить этот фильм вроде как было сложно, но многим удалось. Корейский режиссер Пон Чжун Хо («Воспоминание об убийстве») вышел на мировую арену с фильмом «Сквозь снег», продолжил «Окчей» и вернулся домой — снимать камерную комедию про то, что знает и чувствует лучше всего. Сам написал сценарий, взял своего любимого актера и создал потрясающую историю о классовом неравенстве. Смешную до колик и грустную до слез. Две семьи — богатая и бедная, богатые, как известно, тоже плачут, а бедные изворачиваются, как могут. На том и держится капиталистический мир и лучший, на наш скромный взгляд, фильм 2019 года. «Дылда» «Дылда» — вторая картина режиссера Константина Балагова, надежды российского кинематографа. Его «Теснота» произвела фурор в Каннах, так что для «Дылды» площадка на самом влиятельном мировом фестивале была готова, правда, в «Особом взгляде». Там она получила награду за режиссуру и FIPRESSI, а теперь попала в шорт-лист премии «Оскар». «Дылда» — история двух подруг в послевоенном Ленинграде. Придя с фронта, они пытаются вернуться и к мирной жизни, но следы войны повсюду — и внутри, и снаружи, и отмахнуться от нее так просто не выйдет. Впрочем, контекст тут совершенно не важен, все это могло случиться в любом месте и в любое время. Философская притча от Балагова не делает оммажей никаким военным фильмам, не кричит ни о патриотизме, ни о жестокости. Просто ребенок никогда не видел собак — их съели. А Ия (Дылда) время от времени замирает — последствия контузии. А цвета вообще осталось всего два — зеленый и красный. «Достать ножи» Фильм гораздо веселее большинства в списке, но и тут не обошлось без убийств, все-таки детективная комедия. Однажды ночью в особняке умирает его хозяин, известный автор детективов. И своей смертью загадывает последнюю загадку семье, которая оказывается, по законам жанра, довольно жалким сборищем пиявок, способных думать только о наследстве. Но следствие ведет не абы кто, а знаменитый сыщик, он тут же берет себе в помощники сиделку покойного и раскручивает весь клубок интриг до конца. Во время повествования вам несколько раз покажется, что вы все поняли, но, скорее всего, только покажется. Да и даже если вы угадали убийцу с первых кадров, фильм все равно стоит смотреть ради юмора и отличных персонажей: детективных комедий в наше время выходит преступно мало. «Давай разведемся» «Давай разведемся» Анны Пармас — еще один веселый фильм в списке, которые не стоит пропускать. Анна Пармас — автор популярнейших клипов группировки «Ленинград», и это ее первый полнометражный проект. История обычной, да не вполне обычной семейной пары: Маши и Миши. Только Маша работает, а Миша сидит дома с детьми и в итоге заводит любовницу. Развод Маши и Миши совсем не похож на развод из «Брачной истории» — в нем гораздо больше драматизма, нелепости и лишних движений, но зато он очень российский. Все, вплоть до гадалки, к которой отправляется главная героиня с медицинским образованием. Фильм критиковали за излишнюю «клиповость» и нереалистичность, но только он очень даже реалистичен: нужно лишь выехать за пределы Москвы и немного оглядеться по сторонам. «Озеро диких гусей» Фильм возвращает нас к серьезному кинематографу, потому что это китайский нуар, которому на Каннской премьере стоя аплодировал Тарантино. Чжоу Цзэнун — лидер банды, которая занимается кражей мотоциклов, во время разборки он убивает двух полицейских, и это превращает его из охотника в добычу. Но это только сюжет, на самом деле режиссер Дяо Инань устраивает зрителю полноценную экскурсию по закоулкам и подворотням, да еще и ночную, грань правды/вымысла постепенно стирается из-за антуража, освещения и рваного монтажа, и герои сами становятся частью фона. Тот редкий случай, когда форма преобладает над содержанием и обретает свой сверхсмысл. «Томаззо» Полубиографический фильм итальянского режиссера Абеля Феррары. Его герой, по удивительному совпадению, тоже режиссер, переезжает из Нью-Йорка в Рим, его жену и дочь играют реальные жена и дочь Абеля, живут они все в реальной квартире и даже большой проект, над которым работает герой из фильма, похож на настоящую Сибирь. Вся эта жизнь, метания, мелкие ссоры могли бы обличить в режиссере обычного нарцисса, который занимается бесконечным самолюбованием, но нет. Скорее, это попытка самоанализа, возможность взглянуть на себя со стороны и принять себя. В конце концов, все пишут/снимают про себя, просто не каждому удается сделать это так нагло, еще и пригласив Уильяма Дефо на главную роль. «Двойная жизнь» «Двойная жизнь» Оливье Ассайса — разговорная комедия о жизни французской творческой элиты: главные герои – издатель и его друг писатель. Разговорная, потому что герои, и правда, постоянно говорят обо всем — о книгах, о сериалах, об искусстве, о том, что электронные книги заменили бумажные. В этих разговорах теряется реальная жизнь, а герои как будто бы не имеют четкой позиции. Например, издатель отстаивает одни взгляды в разговорах с любовницей — тут он эдакий ретроград, и противоположные — в беседа с другом-писателем, тут он уже идет в ногу со временем. Времени на самом деле нет, все герои застряли между прошлым и будущим, между бумажными книгами и тем моментом, когда люди, наверное, буду общаться телепатически. Оставаться в настоящем и решать его проблемы им совсем не хочется. Лучше поговорить. «Работа без авторства» Картина основана на биографии немецкого художника Герхарда Рихтера. Но это не классический байопик, классические обычно неимоверно скучны. (Художнику, кстати, фильм не понравился, что тоже, как ни странно, говорит в его пользу. Все-таки жизнь и кино — совершенно разные жанры.) Флориана Хенкеля фон Доннерсмарк рисует свое полотно крупными мазками, не тревожась: история начинается в нацистской Германии, продолжается в ГДР и завершается в ФРГ, понятно, что реалистичность некоторых деталей остается за кадром (а важна ли она?). Вот маленький мальчик идет со своей тетей на выставку «дегенеративного искусства», вот тетя исчезает, вот мальчик уезжает учиться в ГДР. Учиться ему скучно, и как-то скрасить будни помогает одногруппница. А вот отец его возлюбленной связан с исчезновением его тети, о чем художник, конечно, не догадывается. Художник обретает свой голос и свою манеру, а как со всем остальным — предстоит узнать из фильма.