Войти в почту

Новая трактовка восстания декабристов

О декабристах фильмов снято очень мало, и, пожалуй, самый известный из них — «Звезда пленительного счастья» 1975 года. В картине, несомненно, сочувствуешь героям, отдавшим жизнь в борьбе с самодержавием. Да и как могло быть иначе в советское время? Сейчас те события можно рассматривать под другим углом. И вот уже историю декабристов министр культуры называет невероятным мифом, а гендиректор Первого канала говорит, что создателям фильма удалось «вычленить и показать правду». Согласится ли с этим утверждением зритель? Пусть он сам решит, говорит генпродюсер фильма Анатолий Максимов. — Ничего не нужно знать перед тем, как вы идете на этот фильм. Ничего не нужно предугадывать. Это за власть, это против власти — нужно просто смотреть кино, а потом случится само собой, человек сам сделает выводы. Там такая правда, которую, конечно, очень хочется назвать вымыслом. Но жизнь, как правило, бывает так, как придумать нельзя. — Можно ли сказать, что основной посыл фильма: революция — это вредно? — Ну, точно нет. Основной посыл фильма — точка невозврата. В любой жизненной ситуации всегда нужно помнить про эту точку. Это о том, как люди, одинаково увлеченные заботой о том, как сделать лучше, прошли эту точку и как они пытаются вернуться назад. Но уже нельзя. Создатели фильма сделали заявку на актуализацию истории: как давно минувшие события повлияли на нас сегодняшних. Параллели с современностью проводит сценарист Олег Маловичко: он сказал, что картина про тех, кто восторгается Западом, а в своей стране видит отсталость и нежелание царя проводить реформы. Свою точку зрения приводит кинокритик Антон Долин. По его словам, «Союз спасения» — это эпическая хроника заслуженного провала. Ее герои — наивные выпивохи и невротики, ради благой цели готовые утопить Россию в крови. В ходе просмотра действительно невольно проникаешься симпатией вовсе не к ним, отмечает обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина. Сусанна Альперина обозреватель «Российской газеты» «Как утверждают создатели, они постарались показать, что в этом фильме нет правых и нет виноватых. Что несчастны по-своему все. Вопрос, получилось ли у них это? Я думаю, не совсем. Потому что я считаю, что лучше всех в этом фильме смотрится и сыграл Иван Колесников. Он играет царя. И волей-неволей, может быть, и создатели это хотели подчеркнуть, но симпатия на стороне царя. Он симпатичен больше, чем декабристы. Хотя там блистательный актерский состав». На фоне событий лета 2019-го фильм выходит как нельзя кстати — все объяснили и показали последствия. Относиться к этому можно по-разному, но пищу для ума зритель точно получит, считает режиссер Джаник Файзиев. Джаник Файзиев режиссер «Я бы охарактеризовал фильм как глыбу, как заявку на новую эру в кино. Уровень проработки и исторического материала, и материального мира совершенно запредельный. В картине нет, так скажем, стройного сюжета. Это тот редкий случай, когда кино целиком и полностью опирается на хронологию исторических событий; как эти люди жили, двигались и думали. Как они, подчиняясь благородной идее, совершали неблагородные и просто преступные поступки». Первые рецензии на фильм появились после премьеры 18 декабря. Однако в беседе с Business FM кинокритик Зинаида Пронченко отметила, что журналистов обязали удалить статьи и посты в соцсетях практически до начала проката. Пожалуй, это первый случай эмбарго в отечественном кино, когда светская премьера уже состоялась и фильм посмотрели несколько тысяч человек.

Новая трактовка восстания декабристов
© BFM.RU