Пленительное счастье отменяется - «Союз Спасения», «Холоп» и «Иван Царевич и Серый Волк 4» - главные новинки кино этой недели в нашем обзоре

Союз Спасения (12+) Реж. – Андрей Кравчук В ролях – Леонид Бичевин, Максим Матвеев, Павел Прилучный, Иван Янковский, Антон Шагин, Александр Домогаров, Игорь Петренко, Сергей Перегудов, Виталий Кищенко, Иван Колесников Производство – Россия Российская историческая приключенческая драма от Андрея Кравчука, также работавшего над исторической биографической драмой "Адмирал", социальной драмой "Итальянец" и главным отечественным «кинопровалом» 2016 года - историческим эпосом "Викинг". Действие фильма происходит в Российской Империи начала XIX столетия. На дворе 1925 год. Николай Павлович (Иван Колесников) - брат Александра I (Виталий Кищенко) готовится стать новым императором, приняв присягу полков на Сенатской площади. В то же время молодые прогрессивные представители военной аристократии - Сергей Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин), князь Сергей Трубецкой (Максим Матвеев), Павел Пестель (Павел Прилучный), Кондратий Рылеев (Антон Шагин) и их сподвижники, утратив веру в возможность мирных реформ политической системы страны предпринимают решение о вооруженном перевороте, с целью установления более демократического, конституционного строя. В начале семидесятых годов в Советском союзе знаменитый режиссер и сценарист Марк Захаров подал идею снять фильм, посвященный восстанию Декабристов. Идею подхватили, одобрили, и уже в 1975 году (150 лет со дня восстания) свет увидел кинофильм "Звезда пленительного счастья" от режиссера "Белого солнца пустыни" Владимира Мотыля. Картина получила признание публики, и до сих пор остается виднейшей экранизацией тех событий. И это несмотря на ряд исторических допущений и неточностей, а также неявную, но прослеживающуюся идеализацию и героизацию восставших. Продюсер ленты - Константин Эрнст, вместе с создателями заявлял на пресс-конференции, что их "Союз спасения" куда более точно, исторично и аутентично передает события той эпохи, отстраняясь от предвзятых мнений. Фильм обещал быть нейтральным в плане трактовки тех событий, за неверное толкование в неправительственных СМИ в современной России можно получить срок по статье 282 УК РФ. С другой стороны, подобный фильм мог бы стать событием, снимай его независимая киностудия и провокационный автор. Но мы имеем то, что получилось. Сперва попробуем дать оценку чисто художественной стороне ленты. "Союз спасения" в плане стройности повествования чем-то напоминает треклятого "Викинга" - на зрителя сыпется масса различных персонажей, сюжет стремительно скачет из локации в локацию, сцены быстро сменяют одна другую, зрителям то и дело показывают флэшбеки, а на толковое объяснение кто есть кто и почему фильм время не тратит. Сюжет не имеет чёткой опоры или каркаса, он отталкивается от слишком большого количества связанных или разрозненных событий, предлагая вместо внятной истории набор сцен. До "Викинга", конечно, далеко, но режиссерский стиль узнаваем. Ситуацию усугубляет неимоверно большое количество персонажей, главным образом мужчин-офицеров (дамам в этом кино отведено немного экранного времени, упора на женах декабристов здесь нет), из которых мало кого удается быстро запомнить. В особенности участников восстания, но о них чуть ниже. Двухчасовая картина не смогла объять всё, что хотели показать создатели, чтобы сделать картину более целостной и завершенной. Из-за этого зритель, особенно тот, кто не очень силен в отечественной истории, быстро завязнет, запутается в тяжелом сценарии. Картинка у фильма выглядит достойно - бюджет не стали экономить на массовке, костюмах и декорациях. Императорская Россия того времени, заснеженный Петербург (эта деталь хоть и не исторична, но добавляет баллов визуальной красоте) смотрится аккуратно и стильно, хоть и не всегда аутентично. Несколько батальных сцен приправлены компьютерными спецэффектами, которые кашу не портят. Сцена расстрела восставших на Сенатской площади выглядит эффектно с претензией на драматизм. Актерский состав пестрит известными именами как молодых, так и уже матерых российских актеров. Но сценарий смещает акценты в сторону монарха и против декабристов, отчего их драма перестает работать на аудиторию. Создатели стараются передать муки Николая I, который "вынужденно" подавляет грядущее восстание силой. Но сопереживание заведомо более сильным победителям - не лучшая идея для исторической драмы. В целом художественная часть "Союза спасения" оставляет после себя неприятный осадок - кино могло получиться куда лучше, если бы не попытки создателей объять необъятное. Рваный монтаж, недостаточное раскрытие персонажей, смещенные драматургические акценты, тяжесть повествования, обилие новой информация и отсутствие единой сюжетной стези делают эту историческую драму малоприятной для новогоднего просмотра в кино. И это без заведомо предвзятого отношения к декабристам, которое здесь не то что подвергает деромантизации этих исторический личностей, но и вовсе выставляет их в не лучшем свете. Местные декабристы - это ни передовые умы своего времени, ни участники победы 1812 года, ни великие идеалисты, которыми восторгались все творцы того времени и последующих двух веков - от Пушкина до Высоцкого. Андрей Кравчук и товарищи изображает декабристов как кучку горячих голов, которых повело не туда. Это отчаянные, отважные разгильдяи, которым нечего предложить (о программе декабристов вы из этого фильма ничего толком не узнаете), но готовые бросить всё и всех ради достижения своих неопределенных целей. Трактовка, определенно, новая, нечего сказать. И дело даже не в исторической правде - пусть на этом поприще ломают копья профессиональные историки, но зачем в «нейтральном» фильме нам сейчас нужна попытка оправдания николаевского реакционизма? Эпикриз: "Союз спасения" явно не то кино, на которое хочется пойти на новогодних праздниках. Даже если вы ярый монархист, вам будет большую часть времени просто скучно наблюдать за набором сцен без претензии на развитие сюжетных линий. Хорошая операторская работа, красочные костюмы и аутентичные декорации в одиночку не способны завладеть вниманием зрителя. И да, реальный «Союз спасения» распался задолго до событий на Сенатской площади в 1825 году. Холоп (12+) Реж. – Клим Шипенко В ролях – Милош Бикович, Александра Бортич, Александр Самойленко, Иван Охлобыстин, Мария Миронова, Олег Комаров, Ольга Дибцева, Кирилл Нагиев, Сергей Соцердотский, Софья Зайка Производство – Россия Отечественная комедия от режиссера фильмов: "Кто я?", "Как поднять миллион. Исповедь Z@drota", "Салют-7" и "Текст" Клима Шипенко. Главный герой картины - Гриша (Милош Бикович) - развязный сын влиятельного олигарха (Александр Самойленко). За Гришей тянется след из безнаказанных преступлений, который грозит перерасти в реальный тюремный срок, невзирая на отцовские связи. Чтобы исправить бестолкового сына олигарх решает пойти на радикальные меры. Вместе со своим знакомым психологом-реконструктором по имени Лев (Иван Охлобыстин) он воссоздает русскую деревню образца XIX века с барским укладом. Подстроив ДТП с участием Григория, последнего перебрасывают туда и внушают, будто он крепостной конюх. Там под бдительным надзором психологов и в окружении актеров, изображающих жителей древней деревни, молодой мажор примерит на себя шкуру холопа, что должно выправить его поведение и сделать законопослушным и порядочным человеком. Только изменившись внутренне он сможет вернуться в прежнюю жизнь. Клима Шипенко трудно назвать заурядным российским режиссером. В его фильмографии соседствуют картины совершенно различных жанров. Еще и трех месяцев не прошло, как свет увидела его социальная драма "Текст", мрачными красками обрисовывающая российскую действительность. И вот под новогодние праздники Шипенко выпускает фарсовую комедию о перевоспитании. И вот к этому самому перевоспитанию есть несколько вопросов. "Холоп" показывает действенность воспитания силовыми методами - насилием. Гриша против воли становится холопом, вынужден работать на барина и терпеть всяческие унижения и лишения. На это построен основной массив шуток фильма. И тема весьма расхожая - широкой публике не может не понравиться, как мучается вредный мажор, зажравшийся деньгами своего отца. Создатели не ударились в крайности, но юмор заключен во взаимодействии Гриши с барином и его детьми, а также остальными крестьянами. Это всё должно менять олигархического сынка, но не совсем. Для некой оправдательной цели, мол не только силой можно перевоспитать человека, в сюжет введена любовная линия. Гриша, осознавая свое положение, начинает проникаться чувствами к Лизе (которая изображает одну из деревенских крестьян). Это служит началом пресловутой любовной линии между молодыми людьми, которая ни капельки не оригинальна. Зато служит своеобразным противовесом методике личностного перевоспитания методом кнута и плети. Исторические недостоверности показываемой эпохи сами авторы неплохо обыграли, сославшись на дремучую необразованность главного героя, во что-таки можно поверить. Удивительно, но фарсовая комедия раскрывает некоторые аспекты крепостного права куда лучше, чем "Союз спасения", который должен был бы показать, почему декабристы шли на смерть ради его отмены. Эпикриз: "Холоп" крайне простая российская комедия, которая всеми силами старается не скатываться в пошлости и буффонаду. Имея под собой неплохую, хоть и заезженную идею "попаданства" в прошлое, фильм слишком неуверенно играет на этом поле. Иван Царевич и Серый Волк 4 Реж. – Дарина Шмидт, Константин Феоктистов В ролях – Никита Ефремов, Иван Охлобыстин, Михаил Боярский, Равшана Куркова, Сергей Волчков Производство – Россия Российский семейный музыкальный анимационный фильм - четвертая часть финансово успешной серии мультфильмов, основанных на русских былинных сказках. Режиссерское кресло вновь заняла Дарина Шмидт («Урфин Джюс и его деревянные солдаты»), но на этот раз ее помощником выступил постановщик четырех самых неудачных частей франшизы о "Трёх богатырях" Константин Феоктистов. По сюжету долгая и счастливая жизнь в заснеженном Тридесятом царстве наскучила его обитателям в лице Ивана Царевича, Серого волка, Царя и Василисы. Узнав, что в Трисемнадцатом царстве проводится конкурс на лучшую песню, Царь решает отправить на него Кота Ученого, чтобы тот отстоял честь державы. Иван с Серым вызываются поддержать голосистого кота на соревнованиях, тем более что коварные соперники готовят свои хитрые козни конкурентам. "Иван Царевич и Серый Волк 3", вышедший в далеком 2015 году, растерял весь дух оригинала 2011 года, но по-своему брал детскую аудиторию знакомыми персонажами и яркой рисовкой, а взрослую не совсем детской тематикой и единичными удачными шутками. Квадриквел, как можно заметить даже по краткому содержанию, испытывает острый дефицит идей. По сути, он является отечественной адаптацией голливудского мультфильма "Зверопой", который рассказывал о песенном конкурсе в фэнтези мире животных. Четвертая часть "Ивана Царевича" создавалась при участии членов "Квартета И", которые отвечали за сценарий и шутки. От этого частичного нацеливания мультфильма на взрослую аудиторию (что мы наблюдали и в предыдущей части "Иван Царевич и Серый Волк 3") мультфильм не удовлетворяет запросам ни детей, ни их родителей. Для взрослых кроме отдельных шуток да ярких словечек здесь не ничего; детей же подобное не веселит, а лишь навевает скуку. Попытка разбавить сказку современным сленгом и трендами вроде Инстаграма вызывают лишь непонимание, но никак не улыбку. Музыкальные номера исполнены неплохо, перепеты известные советские хиты. Графика, хоть и не растеряла свою самобытность, но в купе с десятичастной "Богатырской" франшизой уже набила оскомину. Зритель всё же иногда интересуется чем-то новым не только в плане сценариев, но и технически. А здесь складывается ощущение глубочайшего застоя в отечественной анимации, которая нащупала комфортную (в финансовом плане особенно) нишу и продолжает клепать однообразные поделки в одном и том же стиле. Эпикриз: из-за отсутствия громких зарубежных анимационных премьер во время новогодних каникул, окромя "Иван Царевич и Серый Волк 4" ребятишек отвести некуда, в то время как их родители будут бороздить просторы торговых центров. А отечественный бокс-оффис на прошло неделе сложился следующим образом: первое место ожидаемо заняла космическая опера – заключительная часть новой трилогии «Звездные войны: Скайуокер. Восход». Вторую строчку заняла российская комедия «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 2». Третьим в списке лидеров стала голливудская приключенческая комедия «Джуманджи: Новый уровень». С наступающим вас Новым годом и приятного просмотра!

Пленительное счастье отменяется - «Союз Спасения», «Холоп» и «Иван Царевич и Серый Волк 4» - главные новинки кино этой недели в нашем обзоре
© Версия