Войти в почту

«Союз спасения»: зачем россиянам показали новый образ декабристов

Закрытая премьера «Союза спасения» в кинотеатре «Октябрь» прошла с невероятным размахом. На улице — всадники на лошадях и одетые по моде XIX века люди, с которыми можно сфотографироваться, на входе — приветствующие гостей дамы в шикарных платьях и их кавалеры. В фойе — марширующие строем солдаты. Новогодняя киноафиша 2019-2020 Когда после показа пришлось пройти сквозь строй ряженых солдат, чтобы выйти из кинотеатра, вся эта реконструкция перестала казаться забавной. Люди в форме и с оружием в России XXI века вызывают исключительно чувство тревоги, и уже не важно, что форма эта XIX века: возникающие на подсознательном уровне ассоциации вообще никак не связаны с декабристами. «Союз спасения» — проект продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова, снятый режиссером «Адмирала» и «Викинга» Андреем Кравчуком. Проект, несомненно, масштабный: с эффектными батальными сценами, грохочущей музыкой (над которой многие уже успели поиздеваться), многолюдной массовкой, красивыми костюмами, тщательно воссозданным бытом. При всем при том разговорных сцен в картине едва ли не больше, чем экшн-эпизодов, но эта многословность, не равная внятности, скорее запутывает зрителя, чем помогает ему разобраться в происходящем. В центре внимания в картине условно пять героев — некоторым из них отводится в действительности совсем мало экранного времени. Это подполковник Сергей Муравьев-Апостол (открытый еще Алексеем Балабановым Леонид Бичевин), князь Сергей Трубецкой (Максим Матвеев), полковник Павел Пестель (Павел Прилучный), поэт и журналист Кондратий Рылеев (Антон Шагин) и подпоручик Михаил Бестужев-Рюмин (Иван Янковский, который до обидного редко появляется в кадре). «Скайуокер. Восход»: почему последний эпизод «Звёздных войн» стал лучшим После победы над Наполеоном и осознания того, что Александр I (Виталий Кищенко), которому будущие декабристы симпатизировали, не сможет осуществить желанные и им тоже либеральные реформы, молодые дворяне создают тайное общество «Союз спасения». Одним из важных эпизодов в фильме становится бунт Семеновского полка 1820 года, вызванный жестокостью его нового командира. В качестве наказания полк был расформирован. Муравьев-Апостол вместе с другими офицерами был переведен служить в Черниговский пехотный полк в Киевской губернии. Он стал одним из руководителей выросшего из «Союза спасения» и «Союза благоденствия» «Южного общества» (в Петербурге образовалось «Северное общество»), а многие из бывших «коллег» по Семеновскому полку приняли впоследствии участие в восстании декабристов. Муравьев-Апостол вместе с героем Ивана Янковского Бестужевым-Рюминым в декабре 1825 году поднял восстание Черниговского полка, о котором часто забывают на фоне событий на Сенатской площади. «Брачная история»: как фильм о разводе разобьет вам сердце Наиболее радикально настроенного Павла Пестеля арестовывают еще до 25 декабря. Пассионарный Кондратий Рылеев в картине готов пожертвовать жизнью и благополучием семьи ради благой цели. Князь Сергей Трубецкой, напротив, крайне нерешителен. Брат внезапно умершего Александра I Николай Павлович (Иван Колесников с неизменно страдальческим выражением лица) обретает шанс стать новым царем: его старший брат Константин не желает править. В этот период междуцарствия и происходит стихийный бунт декабристов на Сенатской площади. Главный вопрос, который логичным образом интересует до просмотра фильма, заключается в том, как относятся к декабристам создатели «Союза спасения» (сценарий написали Никита Высоцкий и Олег Маловичко). На первый взгляд, тут все не так просто. «И у вас, и у нас цели правые, а способы — преступные» — говорит Сергей Муравьев-Апостол, которому в фильме даже придумали любовную линию (видимо, чтобы задействовать в картине Софью Эрнст). «Ирландец»: почему Мартин Скорсезе снял свой самый личный фильм Можно сделать вывод о том, что, с точки зрения авторов, все неоднозначно: мол, и те хороши, и другие. Но, как это обычно и случается сегодня, оказывается, что симпатии людей с подобной позицией на самом деле на стороне представителей власти. И хотя декабристы по-человечески получились не одномерными и даже весьма обаятельными, акценты в «Союзе спасения» смещены таким образом, чтобы восхититься ими было непросто. Как считает историк Ольга Эдельман, восстание могло и не состояться, и невозможно ответить на вопрос, готовы ли были члены тайных обществ в действительности перейти к активным действиям или же все решил случай. Сейчас сложно понять, не являлись ли собрания тайных обществ всего лишь способом говорить о политике в то время, когда такие разговоры не поощрялись в дворянском обществе. В картине же Кравчука герои спорят только о способах проведения восстания. О взглядах декабристов из фильма тоже толком не узнаешь. Более того, они кажутся скорее эгоистами и взбалмошными инфантилами, чем людьми, которых всерьез волнуют гуманистические и демократические ценности и введение конституции. При этом известно, что, пропитавшись воздухом постреволюционной Франции и послужив бок о бок с солдатами, многие из которых были крепостными, офицеры действительно всей душой стали радеть за всеобщее равноправие. «Прекрасная эпоха»: в поисках мира между прошлым и настоящим В «Союзе спасения» вместо этого сделан упор на истеричность, жестокость и даже подлость заговорщиков, проявляемые ими в чрезвычайной ситуации. Для довершения картины вешают пятерых главных фигурантов дела под подозрительно торжественную музыку — и конечно же, нельзя было не посмаковать, как некоторые из них еще живыми срываются с веревки. Николай I в финале предстает любящим отцом, чей сын Александр II осуществит те реформы, которые не смог провести его дед. О зверствах Николая во время царствования — ни слова. Завершает фильм титр о том, что Александр II был убит заговорщиками. Читай, теми, кого «разбудили» декабристы. Во время премьеры министр культуры Мединский высказал мнение о том, что история декабристов — «грандиозный миф». «Союз спасения», полагает он, рассказывает правду, поэтому все должны посмотреть это кино. В одном из интервью Анатолий Максимов в ответ на высказывание о том, что идея фильма пришла ему в голову в 2012 году, когда в Москве шли протесты, цитирует Константина Эрнста: «Слушай, это же 1825 год!». Декабристы уже давно стали универсальным символом, который можно толковать как угодно. Для советской власти они были идеальными революционерами, для диссидентов символизировали первых оппозиционеров в истории России. В нынешней политической обстановке восстанием декабристов решили красочно припугнуть тех, кого ситуация в России не слишком устраивает.