Войти в почту

Почему «Фантомас» был так успешен в СССР

Успех трилогии Андре Юнебеля о знаменитом преступнике Фантомасе был поистине удивительным: французы были просто ошеломлены тем, что в СССР зрительская аудитория составила 60 млн., в то время как на их родине – 4,5 млн. «Рамблер» объясняет, в чем секрет такого головокружительного успеха фильмов в советском прокате.

Почему «Фантомас» был так успешен в СССР
© Кадр из фильма "Фантомас"

В СССР зрители увидели первый фильм про гениального преступника только в 1967 году. Примечательно, что люди шли на премьеру, совершенно не догадываясь, что перед ними образец пародийного жанра. Дело в том, что на афише почему-то забыли об этом написать, в связи с чем советская аудитория воспринимала картину без контекста, принимая происходящие на экране действия всерьез.

Публика по достоинству оценила погони, драки, неуловимого злодея, а также атмосферу западного мира, характеризующуюся непривычной роскошью, типичной французской вежливостью и прочим. Вдобавок, по советским меркам, платья Элен выглядели очень откровенно, что относилось к деталям картины, введенным с целью повысить симпатию зрителя по отношению к кинопродукту.

Невероятная аудитория – 60 млн. сформировалась еще и благодаря тому, что некоторые советские граждане ходили на показ по несколько раз. В итоге Фантомаса в некотором роде можно приравнять к культовым фигурам тех времен, поскольку тогда героический персонажей было в достатке, а вот тех, кто мог бы составить им реальную конкуренцию с противоположной стороны, практически не было.

Всколыхнувшая советскую общественность волна подражания меняющему маски бандиту воплотилась в различные ситуации, начиная от игровых и заканчивая преступными действиями. Во дворах дети играли в Фантомаса, сочиняли о нем анекдоты, стишки и страшилки:

«Мне нужен труп, я выбрал вас! До скорой встречи. Фантомас»

К числу безобидных проявлений также можно отнести телефонные розыгрыши («Внимание! Через несколько минут вас посетит Фантомас!»), однако некоторые из них заканчивались брошенным в окно кирпичом, что принимало оборот вандализма. Помимо этого, участились случаи грабежей с оставленными на месте преступления «визитными карточками» Фантомаса.

Подобный аспект влияния западных фильмов на советскую публику получил отклик в массовой культуре: например, в «Денискиных рассказах» или в фильме «Анискин и Фантомас». В связи участившимися происшествиями французские киноленты в 1970-м году сняли с экранов, однако затем вновь вернули спустя три года.