Войти в почту

Обаятельный Абдулов, капризная Яковлева и кот с голосом Вицина: как снимали «Чародеев»

Киносказка «Чародеи» Константина Бромберга по сценарию братьев Стругацких вышла на телеэкраны 31 декабря 1982 года и сразу стала одним из любимых новогодних фильмов. В Новой Москве, чуть южнее Троицка, в деревне Бунчихе живет человек, наблюдавший процесс съемок фильма «Чародеи» изнутри. Нет, не просто наблюдавший... Без помощи заместителя директора картины Ольги Костиной не состоялся бы ни один съемочный день этой доброй новогодней сказки. Журналисты «Вечерки» побывали в гостях у Ольги Костиной и ее мужа, кинооператора Владимира Панкова, чтобы вместе с ними вспомнить, как снимались «Чародеи». Филиал НУИНУ — Арчи, не приставай к людям, — хозяйка дома встречает гостей в сопровождении пса дворянских кровей. «Ма-а-ма», — отвечает он ей укоризненно басом и легонько тычется носом в наши руки. «Говорящий пес?» — удивляемся мы с фотокором Сашей Кожохиным, и Арчи, вновь взглянув на хозяйку, протяжно повторяет: «Ма-а-ма»... В этот момент как будто из ниоткуда появляются две кошки — Кася и трехцветная Клепа. — В свое время Клепа крошечным котенком моему сыну на голову откуда-то свалилась. В буквальном смысле, — рассказывает Ольга. — Говорят, трехцветные кошки счастье в дом приносят, мы в это верим... Почему-то нет никаких сомнений, что счастья в доме Панковых-Костиных предостаточно. И чудес, кажется, тоже хватает. Террасы, лестницы, комнаты-шатры, украшенные скульптурными композициями, а еще бесчисленные напольные вешалки с костюмами, картины и фотографии... Не дом, а лаборатория чудес какая-то. — Не филиал ли у вас того самого НУИНУ — Научного универсального института необыкновенных услуг из фильма «Чародеи»? — интересуюсь я. — Вполне возможно, — живо откликаются мои собеседники. Владимир добавляет, что дом построен по Ольгиному проекту. — Сколько лет прошло, а чудесная атмосфера съемочной площадки «Чародеев», как видите, по-прежнему с нами, — улыбается Ольга. — А что, чудес в работе над фильмом хватало? — спрашиваю я у Костиной. — Без них не обошлось, — усмехается Владимир. — Вспомни, Оля, как ты столицу предновогоднюю снимала. Зеленый свет зажгла сама — Да, по замыслу режиссера фильм должны были украсить кадры с новогодними улицами, с наряженными елками, — вспоминает Костина. — Снимать в столице было непросто, без специального разрешения — ни-ни. Потребовались письма в Мосэнерго и в Моссовет. С Мосэнерго я договорилась быстро. Встретила меня в приемной их начальника грустная секретарша, такая же молоденькая, как и я. Пробежала взглядом по письму и вдруг говорит: «Если выпьешь со мной, подпишу». А я с шоколадкой и бутылкой шампанского пришла — Новый год же на носу. Ну, в общем, выпили мы… Зато в Моссовете ситуация сложилась непробиваемая. Правда, до приемной заместителя председателя товарища Промыслова меня пропустили без проблем. И секретаршу я уже уверенно спросила: «Промыслов на месте?» Она кивнула, и я двинулась к его двери. Как она подскочит! В секунду эта корпулентная дама оказалась передо мной и грудью проход перекрыла. Никакие уговоры не помогли, даже обещание пригласить на премьеру фильма. А ведь я заранее заготовила речь про то, что, кроме «Иронии судьбы», уже несколько лет на экранах ничего новогоднего не идет и что вот-вот выйдет новая замечательная картина. Но мне было велено отправляться с письмом в секретариат. На рассмотрение отводился месяц, а съемки были намечены уже на завтра. Что делать?! Что… Ну и поставила я сама на письме и резолюцию, и подпись от имени товарища Промыслова. А потом с этим документом мы по всей Москве ездили, елки снимали, и милиционеры старательно нам помогали, прочитав резолюцию: «Обеспечить!». Звездная скромность — «Чародеев» мы снимали от Одесской киностудии, в Москве жили в гостиницах, — продолжает Ольга. — Из Ленинграда на съемки приезжал самый мой беспокойный подопечный — актер Михаил Светин. Ему обязательно нужен был одноместный номер, чтобы окнами во двор. Но даже в этом номере у него частенько портилось настроение: то из-за горничных, то из-за мусора во дворе. Другие артисты, сжалившись надо мной, эти мусорные баки от его окон перетаскивали в сторону. А еще Михаил Семенович совершенно не мог работать, если не получал свою порцию зрительской любви, обижался, когда его не узнавали. Мне приходилось невзначай подсказывать гостиничным постояльцам, что перед ними народный артист, что можно взять у него автограф. Саша Абдулов, которому в фильме выпало сыграть Ивана Пухова, главную мужскую роль, был замечательный! Женщин любил очень. Не пропускал ни одну, неважно — юная или пожилая, худая или полная... Абдулов мгновенно ее покорял, и она от него не могла отвести глаз. Саша начинал работать на нее, сыпал остротами, включал музыку, озорно танцевал, становилось весело всем. И с партнершей своей Александрой Яковлевой он выстроил замечательные отношения, хотя характерец ее, скажу я вам, не каждому вынести удавалось. На роль Алены Саниной, нашей Аленушки, пробовались многие. Я помню Елену Проклову, Марину Шиманскую, Елену Кореневу… Но Александра Яковлева очень хотела сниматься. Она уже тогда прославилась в фильме «Экипаж». И вот она Константину Бромбергу, режиссеру картины, наобещала про себя всего. И точно, вначале была просто лапочкой. А когда четверть картины отсняли, ее точно подменили или, вернее, как по сюжету, заколдовали. Капризная, высокомерная, она гримировалась по три часа, а вся группа ее ждала. Из-за нее продлевалась съемочная сцена, возникали сложности по оплате. Ее за это, конечно, невзлюбили... Однажды, когда актриса в очередной раз запуталась в тексте, Валентин Иосифович Гафт не выдержал и прямо в кадре стал ее душить. Не по-настоящему, конечно, но получилось очень эмоционально. Потом он уже наотрез отказался выходить вместе с Александрой в кадр. И в любви признавался не ей, а стулу, да-да! Снимали «крупняки» его и Яковлевой отдельно. Озвучивание Аленушки с Сатанеевым проходило в разные смены. Влетело это в дополнительную копеечку, но режиссеру ведьма Яковлевой очень нравилась, поэтому он выходки ее терпел. На самом деле в фильме собрался очень яркий актерский состав. Даже кота Василия озвучивал Георгий Вицин. Ему нужно было немножко помяукать и всего-то четыре слова сказать. А после монтажа вообще только два осталось… Помните, как в середине второй серии кот Василий выдает Сатанееву: «Хам»? А в конце фильма комиссия по приемке волшебной палочки просит его сказать что-то новогоднее. Там он громко кричит: «Ур-р-раа-а». Но Бромбергу для озвучивания кота понадобился именно вицинский голос. И народный артист СССР согласился просто помяукать. Георгий Михайлович был человеком интеллигентным, талантливым и при этом без малейшего «выпендрежа». В большей степени волшебное настроение на съемочной площадке создавали Эммануил Виторган и Михаил Светин (научно-волшебные сотрудники Виктор Ковров и Фома Брыль — «ВМ»). Но как намучился на дубляже со Светиным звукорежиссер! Михаил Семенович придумал для своего героя такую забавную черту (а может быть, и не придумал, а так подействовала на него роль) — постоянно шлепать губами. На экране это, конечно, было очень заметно, поэтому и во время озвучивания приходилось какие-то звуки Брылю добавлять, вроде «эм-м-ма-ма». Светин и в жизни был человеком очень смешным, необычным. Чудеса и чудаки — Наша помреж Галя Гайнулина как-то ловила такси, чтобы добраться до «Останкина», — рассказывает Ольга Костина, — села и водителю про фильм наш рассказывать начала, активно при этом жестикулируя. А дверь плохо закрыла. Та на резком повороте распахнулась, и Галка из машины выпала. Сделав несколько кувырков на газоне, она вскочила, вновь забралась в машину и с невозмутимым видом потребовала продолжить движение. Машина тронулась, и Галя вновь начала тараторить про съемки. Доехав до места, помреж попыталась расплатиться за проезд, но, как ни совала водителю два рубля, тот денег с нее не взял... Или вот снимали мы кабинет Шамаханской (директора НУИНУ Киру Шамаханскую в фильме сыграла Екатерина Васильева — «ВМ») рядом с зимним садом, там еще лестница большая проходит. Нам по ночам приходилось работать, чтобы не мешать законным хозяевам телестудии. И вот, помню, время — два часа ночи. Саша Абдулов к нам приехал, соскучился. А Галя в этот момент по лестнице мраморной мимо него шла, оступилась, упала, но тут же встала и как ни в чем не бывало дальше проследовала. Тут Абдулов сдержаться, конечно, не смог, в спину ей закричал: «Галя, Галя!» Она: «Что?» — «А вы заметили, что только что упали?» Она только строго его взглядом окинула: «Саша?» Так он ее всю ночь и доставал: «Вы заметили, что час назад упали? А два часа назад заметили? А три…» География съемок Для технического воплощения чудес бутафоры особенно не заморачивались. Основные съемки проходили в ночных коридорах «Останкина». Новогодний торжественный ужин организовали в Доме культуры «Железнодорожник». Сатанеев-Гафт взлетал на крышу одного из суздальских теремов. Помните, в фильме младшая сестренка главного героя, ее сыграла Аня Ашимова, ехала в санях и пела: «Остыли реки, и земля остыла...» Крупные планы снимали в автомобиле «чайка». А чтобы создать видимость езды на лошадях, Аню за ноги тряс ассистент оператора. КСТАТИ На общем счету Ольги Костиной и оператора Владимира Панкова без малого сотня фильмов, среди них — «Приключения Тома Сойера», «Десять негритят», «Дальнобойщики», «Криминальный талант», «Астенический синдром», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...» и многие другие. Читайте также: Россиянам впервые покажут обновленную версию фильма «Ирония судьбы»

Обаятельный Абдулов, капризная Яковлева и кот с голосом Вицина: как снимали «Чародеев»
© Вечерняя Москва