Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Почему Саакашвили и его соратники ухаживали за огненной русской санитаркой, но никто на ней не женился

Сериал называется «Четыре танкиста…», но в фильме их было пятеро — согласно сюжету, первый командир «Рыжего» танка Ольгерд Ярош (герой Романа Вильгельми) погиб в предпоследней серии первого сезона.

Почему Саакашвили и его соратники ухаживали за огненной русской санитаркой, но никто на ней не женился
Фото: Украина.руУкраина.ру

В следующем сезоне к экипажу присоединился Томек (), но три остальных танкиста — Янек (Януш Гайос), Густлик () и Гжесь (Влодзимеж Пресс) — играли на протяжении всех трёх сезонов сериала, с 1966 по 1970 год, как и санитарка Маруся-Огонёк (роль Поли Раксы). Марусе весь экипаж оказывал знаки внимания, хотя по сюжету влюблён в неё был только Янек. Однако в реальности после съёмок сериала судьбы всех его главных героев разошлись.

Видео дня

Ольгерд Ярош, первый командир танка «Рыжий»

Роман Вильгельми, сыгравший Яроша, единственный из команды главных актёров сериала, которого уже нет в живых, так что его экранная смерть стала в некотором смысле пророческой. Причём решение уйти из «Четырёх танкистов…» актёр принял самостоятельно, посчитав свой образ слишком шаблонным.

Собственно, кадров гибели командира танка в фильме нет — просто в седьмой серии Густлик, Гжесь и Янек, которые были ранены и встретили Рождество и Новый Год на больничных койках, бросаются вдогонку за своей бригадой, в пути встречают свой разбитый танк и узнают, что их командир Ольгерд Ярош погиб смертью храбрых. Подразумевается, что он погиб, командуя другим экипажем, — прозрачный намёк на пренебрежение интересами друзей по съёмочной площадке.

Роль Яроша стала первым крупным успехом 30-летнего Вильгельми, который до того восемь лет играл в варшавском театре «Атенеум», куда пришёл сразу же после окончания Театральной академии в Варшаве в 1958 году. Демарш актёра по отношению к чрезвычайно популярному патриотическому фильму был замечен коммунистическими властями: Романа Вильгельми несколько лет не утверждали на сколько-нибудь крупные роли в кино. Однако к середине 1970-х — началу 1980-х годов он вновь достиг признания в кинематографе, когда был удостоен премии Фестиваля польского кино в Гданьске за лучшую мужскую роль в фильме «Отель «Пацифик» (1975), и премии Московского международного кинофестиваля за роль в фильме «Ночная бабочка» (1980). Также актёр получил несколько национальных наград за исполнение главной роли в телевизионном сериале «Карьера Никодима Дызмы» по одноимённому роману Тадеуша Доленги-Мостовича.

Помимо актёрства, у Вильгельми было еще две великих любви: алкоголь и женщины. Уже в первый год учебы он влюбился в студентку Академии художеств Дануту, и они поженились после трех лет знакомства. Первоначально они жили в машинном отделении театра, а когда наконец переехали в свою первую квартиру, Роман редко возвращался домой трезвым. Он пил, курил и бросался в различные авантюры с той же страстью, с которой исполнял свои сценические роли. Когда жена не смогла этого выдержать и подала на развод, актёр устроил любовную сцену на слушании, и судья попросил Дануту дать Роману еще один шанс.

Но через два года во время съемок в Венгрии он познакомился с переводчицей Марикой Коллар. Начало романа было бурным: на празднестве по случаю окончания съёмок актёр публично оскорбил Марику и её подругу, и возмущённые девушки покинули вечеринку. Когда актер протрезвел утром, он сразу же побежал в цветочную лавку и прибыл к дому Марики с огромным букетом. Девушка потеряла из-за актёра голову, бросила свою карьеру и уехала за любимым в Польшу. Сразу после свадьбы родился их сын Рафал, и сначала Роман старался изо всех сил быть образцовым отцом. Однако именно тогда его карьера набрала обороты, он получал предложение за предложением, ездил со съёмок на съёмки, а дома бывал лишь в гостях.

Пара рассталась, причём из-за распутного образа жизни актёр «забыл» об алиментах. Отчаявшаяся Марика вынуждена была продать квартиру в Варшаве и уехать с 12-летним Рафалом в Вену. Роман посетил их только через несколько лет. «У меня сложилось впечатление, что я встретил друга, которого давно не видел, а не отца», — вспоминал сын актёра в книге «Быть ребёнком легенды».

Вильгельми разбивал женские сердца до самой смерти. У него были бурные отношения с различными актрисами, в том числе с юной Ивоной Бельской и Гражиной Барщевской. Последней женщиной в его жизни была ассистентка съёмочной площадки Лилиана Кеншицкая. У актёра были масштабные планы, уже находясь на больничной койке, он планировал выступление в театрах Парижа, а родные боялись рассказать, что он умирает от рака печени, спровоцированного привязанностью к алкоголю… Роман Вильгельми умер в ноябре 1991-го, но для всего постсоветского пространства он навсегда останется первым командиром экипажа из «Четырёх танкистов и собаки».

Ян Кос, второй командир экипажа

Главный красавчик сериала Янек (Януш Гайос) долго пытался отделаться от образа, который приклеился к нему после съёмок.

Спасением стали театры Варшавы, куда Януш переехал в 1970-м. Он служил в театре «Комедия», Польском театре, театре и Драматическом театре, в «Общем театре» (с 1985 года), в Национальном театре (с 2003-го), а также принимал участие в спектаклях Театра телевидения. Он с удовольствием играл роли в постановках по произведениям русской классики (Городничий в гоголевском «Ревизоре», Лебедев в чеховском «Иванове»), одновременно актёр продолжал сниматься и в кино. За ряд актёрских работ в фильмах удостоен призов как национальных, так и международных кинофестивалей. В 2015-м польский фильм , где Януш Гайос сыграл главную роль, был удостоен приза за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале.

После 2004 года Гайос в основном занимается преподавательской работой в Лодзи, в знаменитой школе кинематографистов, где сам учился до 1965 года, но диплом получил лишь в 1971-м. Актёр женат четвёртый раз, его нынешняя спутница жизни — филолог Эльжбета Брожек. А вот впервые «Янек» женился во время съёмок первого сезона сериала «Четыре танкиста и собака», и вовсе не на Марусе. В перерыве на съёмках с ним произошёл несчастный случай: актёр задремал в высокой траве, и на него случайно наехал грузовик. С переломами Гайос почти месяц провёл в больнице Вроцлава, где встретил лаборантку Зою, на которой вскоре и женился.

Однако этот брак был недолгим, поскольку Зоя влюбилась в актёра Анджея Гердера, который в «Четырёх танкистах…» сыграл жандарма. Через три года семья распалась, и вскоре второй женой Гайоса стала польская театральная актриса Ева Мёдыньска, с которой они часто выступали вместе. А ещё через несколько лет Януш Гайос безумно влюбился в телевизионного продюсера Барбару Набялчик, которую увёл у актёра Тадеуша Боровского. Барбара стала третьей женой актёра, родила ему единственную дочь Агату, но и это не удержало брак от развода.

И лишь четвёртая жена дала Гайосу чувство безопасности и позволила ему успокоиться. Актёр обрел уверенность в себе и научился радоваться жизни. Он также понял, что компромисс имеет важное значение в браке. «Может быть, потому что я с возрастом становлюсь мягче», — признается Януш, в обаянии которого до сих пор остались черты красавчика Янека.

Григорий Саакашвили, механик-водитель

Герой Влодзимежа Пресса — единственный неполяк в экипаже танка «Рыжий», но в фильме его на польский манер называют Гжесь (уменьшительное от Гжегож — польского аналога имени Григорий). Правда, к Грузии актёр не имеет никакого отношения, в отличие от Украины и России. Его беременная мать, опасаясь скорого вторжения гитлеровской Германии в Польшу, бежала в сторону восточной границы этой страны — во Львов. Здесь она 15 марта 1939 года родила Влодзимежа, который так и не узнал своего отца — тот попал в еврейское гетто в Варшаве и позже погиб в концлагере Треблинка. С началом Великой Отечественной войны семья будущего актёра была эвакуирована в город Чкаловск Нижегородской области, там Влодзимеж был отдан в детский дом, а его мать ушла на фронт. После возвращения в Польшу он некоторое время даже был вынужден учить польский язык, ведь с детства мальчик воспитывался в русскоязычной среде — что, кстати, очень помогло ему на съёмках «Четырёх танкистов…»

По сюжету фильма, Саакашвили долгое время смущался из-за того, что не может найти себе девушку. Он поначалу был влюблён в одну из сестёр Боровянок — Ханю, но позже экранная судьба связала его с радисткой танковой бригады Лидкой Вишневской, которая в конце фильма оказалась серьёзной девушкой. В реальности же Влодзимеж Пресс во время съёмок познакомился с костюмером Ренатой, которая тогда была студенткой школы искусств. Они сразу же поженились, и их сын Гжесь родился в ходе съёмок сериала. Как подчёркивает сам актёр, это имя не связано с его героем в «Четырёх танкистах…», а является данью памяти его отцу, Гжегожу Прессу.

Первый фильм, в котором снялся актёр в 1963 году, назывался «Разводов не будет», и это стало символичным для его жизни: Влодзимеж Пресс до сих пор счастливо живёт с Ренатой, они воспитали двоих детей. Но если для Гжеся-младшего отец был танкистом, то для их внуков он скорее является голосом любимых героев из западных анимационных и кинофильмов. Актёр озвучил на польский язык более 200 различных персонажей, среди которых Питер Петигрю из «» и Юлий Цезарь из саги об Астериксе и Обеликсе.

Густав Елень, заряжающий и наводчик

Густлик, герой Францишека Печки, согласно сюжету до войны работал на заводе «Кузня» в Силезии, в регионе, национально и исторически связанном с Германией, который после захвата Польши был присоединён к Третьему Рейху. Густлик имеет родственников-немцев, да и само имя Густав — немецкое. По ходу фильма всё это подспудно создаёт положительные чувства к немецкому народу.

Густлик был призван в вермахт, в танковые войска, но, попав на Восточный фронт, связал экипаж, захватил танк и перешёл на сторону Красной Армии. После гибели Ольгерда он самый старший в экипаже по возрасту и самый рассудительный, порой сдерживает своих товарищей от причинения вреда пленным немцам, дабы те не уподобились своим врагам. Густлик влюблён в землячку Гонорату, освобождённую экипажем «Рыжего» из немецкой неволи.

Францишек Печка, как и его герой, родился в Силезии, а вот женился он на чистокровной варшавянке Генрике, с которой познакомился, когда та училась на первом курсе факультета журналистики, актёр к тому времени уже сыграл роль в первом фильме «Поколение». Они поженились в 1954-м и счастливо прожили 50 лет, когда Генрика умерла от тяжёлой болезни. У Францишека Печки двое детей, он живёт с семьёй сына и воспитывает внуков.

Советским зрителям актёр запомнился также в эпопее «Освобождение», где сыграл вместе с . Последнюю пока роль Печка исполнил в польском фильме «Сын снежной королевы» в 2017-м, в том же году президент Польши наградил его орденом «Белого Орла». А в 2019-м актёр стал лауреатом ежегодной награды Министерства культуры Польши за достижения на протяжении творческой жизни. А значит — и за роль весельчака и силача Густлика из «Четырёх танкистов и собаки».

Томаш Черешняк, стрелок-радист

Для Веслава Голаса, сыгравшего Томека, война была знакома не понаслышке. Его отец Теофил был сержантом польского артиллерийского полка, участвовал в боях против сил вермахта в 1939-м, после разгрома Польши скрывался, был пленён немцами и умер в концлагере Майданек. Сам Веслав ещё школьником стал членом польского сопротивления («Серые шеренги»), в 1944 году был арестован гестапо и несколько месяцев провёл в тюрьме.

Его герой в сериале, Томаш Черешняк, — неприхотливый, хозяйственный и исполнительный сын польского крестьянина, отправившего сына на войну, поскольку танковая бригада сильно помогла ему. Его считают глуповатым простаком, хотя со временем Томек проявляет бесстрашие, инициативу и самопожертвование, а в свободное время великолепно играет на гармони.

Хотя Веслав Голас сыграл массу серьёзных ролей (его первым фильмом, как и у Францишека Печки, было «Поколение» Анджея Вайды), больше всего актёр любил комедийное амплуа. Он создал массы комедийных образов, был соучредителем Кабаре Кон, участником кабаре Дудек, пел и играл разные роли в легендарном польском «Кабаре пожилых господ».

Несмотря на то, что в среде артистов кабаре нравы были весьма свободными, Веслав Голас более сорока лет счастливо живёт в браке с . Они познакомились в середине 1970-х, сразу же после развода актёра с первой женой, журналисткой Эльжбетой Щепаньской-Ланге. Мария тогда работала фотографом в одном из фотоателье Кракова, и сделала Веславу фото на паспорт. У актёра от первого брака была четырнадцатилетняя дочь, потому девушка ответила на признание уже известного актёра не сразу.

Но, как вспоминает писательница Агнешка Голас, её отец за годы брака с Марией никогда не переходил черту лёгкого флирта с другими женщинами, и всю любовь дарил только жене. На вопросы журналистов о секрете прочного брака актёр неизменно отвечает, что нужно просто любить друг друга.

Маруся-Огонёк, санитарка

Трогательная польская красавица Поля Ракса, сыгравшая в «Четырёх танкистах…» Марусю-Огонёк, стала безумно популярна среди советских зрителей не благодаря сериалу, а в 1967 году, когда состоялся триумф польско-советского фильма «Зося». По опросам журнала «Советский экран» иностранка впервые была названа лучшей актрисой года в СССР, Поля Ракса обошла таких звёзд, как в «Кавказской пленнице», в «Трёх тополях…» и в «Журналисте». Это был первый и удачный опыт привлечения зарубежной актрисы в советское кино. Её популярность в Советском Союзе граничила с помешательством, под массово стриглись — каре с чёлкой было самой модной причёской у советских женщин в те годы, а для мужчин она и вовсе стала идеалом красоты. Ставший известным в России польский актёр Ежи Штур как-то заявил, что благодаря Поле Раксе выбрал профессию.

На съемках «Зоси» Поля познакомилась с актёром Юрием Каморным, который влюбился в нее без ума. Впрочем, бурный роман продлился недолго, артистка не рискнула связать себя узами с иностранцем и расстаться со своим мужем, режиссёром и сценаристом . В 2015-м в документальном фильме «Польские красавицы. Кино с акцентом» актриса рассказала: «Спустя годы я поняла, что поступила правильно. Каморного надо было отпустить: я ещё тогда почувствовала, что Юра фатальный человек…» И как в воду глядела — Юрий Каморный трагически погиб в 1981 году.

Однако брак Поли распался значительно раньше, в 1970-м она развелась и больше никогда не выходила замуж. «Я ответственный человек, и не хочу обижать других людей. Если я не могу подчинить свою жизнь своей семье, я думаю, что не должна её иметь. Это намного честнее. Я всегда буду оплачивать свои счета сама» — сказала как-то Ракса журналистам. По словам актрисы, главным мужчиной её жизни с тех пор является сын Марцин, хотя в начале 1980-х ходили активные слухи о романе Поли Раксы с актёром .

1970 год оказался для актрисы переломным и в творческом плане, Поля Ракса снималась в кино все реже и реже, перейдя на небольшие роли и эпизоды, а «Зося» стала её единственным советским фильмом. В 1980-1990 годах Ракса сотрудничала с рядом театров в Варшаве, последнюю роль в кино она сыграла ещё в 1993-м («Похищение Агаты»), после чего не даёт интервью. Позже актриса увлеклась дизайном одежды, была автором костюмов для варшавского театра «Студио», но основное время проводит за высоким забором своей усадьбы в городке Калушин в 50 километрах от Варшавы, и избегает внимания публики и журналистов.

Как отметил год назад обозреватель польской редакции Давид Карпюк, который безуспешно попытался пообщаться с актрисой, «сложно сказать, что является более необычным: тот факт, что Поля Ракса, одна из величайших польских звезд, внезапно исчезла, — или что все ещё помнят её, как будто она сыграла Марусю вчера, а не 50 лет назад».