Найди свою любовь!
Как найти своего человека в современном Париже? Реально ли это? Реально. Но для этого надо хотя бы смотреть по сторонам. Герои фильма Реми и Мелани не замечают, что живут в одном доме, в соседних подъездах, что балкончики их висят один над другим, что ходят они по одному мосту в одно и тоже время, что рядом сидят в вагоне метро. Да и в аптеке – друг за другом, но только он покупает снотворное, так как страдает от бессонницы, а она ищет средство от постоянной сонливости. Оба – больны одиночеством, и каждый ищет возможность чем-то заполнить эту пустоту. Реми отдает свою любовь коту, Мелани – ищет любовь в постели с разными мужчинами. И оба ходят к "мозговым" специалистам, пытаясь обрести гармонию. Кадр из фильма Реми на приеме у психиатра. - Кто вы? Сформулируете одним словом... Пузырь? Пузырь. Но как вылезти из пузыря? Может, психиатрия сильнее снотворного? Мелани на приеме у психолога. - Понять проблему, не значит ее решить! Отбросьте прошлое. Его уже нет! Психиатр спрашивает психолога: "А была ли польза в словах?". В психотерапии, как известно, на лечение уходит время и требуется терпение для получения результата. Седрик Клапиш "требует" и от зрителей терпения. Он с нарочитой медлительностью наблюдает за своими героями, погружаясь в детали, и кажется, что мы уже знаем про них все-все, а ближе к финалу уже и не надеемся, что он и она встретятся. Хотя зачем тогда этот долгий путь? Кадр из фильма "Каждый ищет своего кота", "он и она" еще не ищут, но обязательно начнут искать. Был такой фильм у Клапиша "Каждый ищет своего кота" (1996год) - о том, как парижане помогают искать удравшего кота, и в этом поиске – открываются сами. Чего все ищут? Чего хотят? Найти кого-то или что-то... Французские мелодрамы особенно хороши тем, что всегда ироничны. И, наблюдая за печальными героями, зритель не раз улыбнется. Легкий щелчок по носу получат все - и психологи, и хикикомори, и эгоцентрики. Кадр из фильма Режиссер Седрик Клапиш — "отпетый" романтик, он автор знаменитой трилогии о любви "Испанка", "Красотка" и "Китайская головоломка". За свой нескрываемый романтизм режиссер получил много престижных наград кинофестивалей, в том числе Берлинале, "Сезара", Парижского, Сиэтлского и других. У Седрика Клапиша снимались Одри Тоту, Джульен Бинош, Ромен Дюрис, Сесиль де Франс — один из самых узнаваемых лиц французской романтической комедии. В фильме "Он и она" играют не очень известные в России молодые французские артисты Франсуа Сивиль и Ана Жирардо. Франсуа Сивиль, кстати, в этом году получил на Каннском фестивале почетный приз компании Chopard как лучший молодой актер. Кадр из фильма Сценарий написал старинный друг режиссера - Сантьяго Амигорена, у которого оба родителя – психоаналитики. Так что для Сантьяго отправлять героев к психотерапевтам – дело "семейное". Он – автор более тридцати сценариев, в том числе для нового поколения французских режиссеров 1990-х годов, среди которых : Лоуренс Феррейра Барбоза , Брижит Руан , Агнес Мерле, Жан-Пьер Лимозен и, конечно же, Седрик Клапиш. Сантьяго Амигорена попробовал себя и в качестве кинорежиссера, причем вполне удачно, прославившись сразу с первым фильмом "Несколько дней в сентябре" с Джульеттой Бинош в 2006 году. В своих интервью режиссер часто рассказывает о Сантьяго, с которым давно плодотворно работает и любит упоминать французского писателя Жоржа Перека – любителя неологизмов, придумавшего слово "инфра-ординарный". Вот, например, Перека интересовали только те поезда, которые не сходят с рельсов, хотя о поезде, который сошел с рельсов, много чего можно рассказать. В Голливуде, естественно, не будут снимать фильм о поезде, с которым ничего не происходит... Кадр из фильма И Клапиша же привлекают поезда, идущие по рельсам, где "нормальные люди живут нормальной жизнью". И об этой нормальной жизни, он считает, есть что рассказать. Но нормальна ли одинокая жизнь? Жорж Перек часто обращался к теме одиночества: "Тебе не разорвать заколдованный круг одиночества. Ты — одинок, и ты никого не знаешь; ты никого не знаешь, и ты — одинок. Ты видишь, как другие собираются, прижимаются, защищаются, обнимаются. Но ты — потухший взглядом — всего лишь прозрачный призрак, прокаженный цвета стены, силуэт, уже обращенный в пыль, занятое место, к которому никто не подходит. Ты навязываешь себе надежду на невозможные встречи. Но не для тебя блестит кожа, медь, дерево, не для тебя рассеивается свет и приглушаются звуки. Ты — одинок, несмотря на тяжелеющий дым сигарет, несмотря на Лестера Янга или Колтрейна, одинок в ватном тепле баров, на пустынных улицах, где отдаются твои шаги, несмотря на сонное соучастие и сочувствие последних открытых бистро". Кадр из фильма Фильм "Он и она" именно про это. И еще "Он и она" - о социальных сетях, и о том, что они редко помогают в построении социальных связей. Человека заказывают как пиццу. Бывают даже "съедают". И нова сидят за пустым столом, но уже не в гордом, а в разочарованном одиночестве. И сидишь, сидишь, и тебе хочется только ждать, ждать лишь того момента, когда ждать будет уже нечего. Нет, только не такой финал. Ведь за углом – его Величество Случай и впереди - ее Величество Любовь.